Лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами I-IV класса опасности (лицензия на отходы) — разрешительный документ, который требуется для осуществления работ по сбору, обработке, транспортированию, обезвреживанию, размещению и утилизации опасных отходов, которые относятся к I-IV классам опасности.
Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные подразделения.
Срок действия лицензии: бессрочно.
Территория действия: на всей территории Российской Федерации.
С 1 марта 2022 года срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии зависит от вида деятельности и количества выбранных циклов:
Если соискателем лицензии направляется заявление об осуществлении 2 и более видов работ — срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов заявленных работ.
Важно! Если проведение выездной оценки при принятии решений о предоставлении лицензии, об отказе в ее предоставлении или о внесении изменений в реестр лицензий не требуется — сроки сокращаются до 15 рабочих дней.
Постановление Правительства РФ от 22.06.2022 № 1124 установило, что срок предоставления лицензии может быть продлен — не более чем на 10 рабочих дней, если:
Стоимость услуг АО «РИНФИН» зависит от региона, выбранных циклов, наличия квалифицированных специалистов. Юридическое сопровождение при получении лицензии на работу с отходами — от 200 000 рублей. Помогаем с подготовкой, проверкой и приведением документов в соответствие лицензионным требованиям. Гарантируем качество и работаем на результат.
Наличие площадки (полигона ТБО) при размещении опасных отходов — обязательно. Наличие специализированных транспортных средств при транспортировке опасных отходов — также обязательно. Мы не предоставляем земельные участки под полигон или спецсредства в аренду.
Размер госпошлины (не взимается до 31 декабря 2022 года*):
Госпошлина за предоставление и переоформление лицензии ТБО регламентирована п. 92 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 с. 333.18 НК РФ при обращении за выдачей документов оплата госпошлины производится до выдачи соответствующего документа. Иная плата за предоставление лицензии на опасные отходы законодательством РФ не предусмотрена.
* До 31 декабря 2022 года не требуется уплата государственной пошлины в отношении лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»).
Этапы и условия получения лицензии на по обращению с отходами (ТБО) на удобной и понятной инфографике: классы отходов, стоимость и сроки, этапы оформления, заявительные документы, перечень видов работ, требования к специалистам.
Согласно ФЗ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (I-IV класса опасности) допускается при наличии соответствующей лицензии:
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дает определение всем перечисленным видам деятельности. Расшифровка видов работ, подлежащих лицензированию:
На эту тему на нашем сайте есть отдельная статья: Для вывоза ЖБО нужна лицензия Росприроднадзора
На эту тему на нашем сайте также есть отдельная статья: Отличие ТБО от ТКО. Справочная информация для лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами
Чтобы получить или переоформить лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, необходимо предоставить в территориальный орган Росприроднадзора документы, подтверждающие наличие:
В зависимости от необходимых видов работ составляется перечень требований для получения конкретной лицензии. Также соискатель лицензии предоставляет заявление о предоставлении лицензии и опись документов. Территориальные органы Росприроднадзора могут отказать в предоставлении или переоформлении лицензии, если установлено, что:
АО «РИНФИН» подготавливает документы и проверяет наличие у вас всех необходимых сведений для соответствия лицензионным требованиям.
Согласно ФЗ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» сбор, обработка, транспортировка, обезвреживание, размещение и утилизация опасных отходов (I — IV класс опасности) допускаются при наличии соответствующей лицензии. Необходимо пояснить, что Министерство природных ресурсов еще в 2001 году разделило отходы на 5 классов опасности, в настоящее время все они перечислены в статье 4.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»:
К чрезвычайно опасным отходам 1 класса относятся: отходы полихлорированных дифенилов, терфенилов, полибромированных дифенилов, отходы веществ и изделий, которые их содержат; отработанные трансформаторы с пентохлордифенилом; отработанные конденсаторы с пентохлордифенилом; отработанные конденсаторы с трихлордифенилом; шлам, содержащий тетраэтилсвинец (антидетонационные присадки и отходы, которые содержат металлоорганические соединения); крезол (остатки крезола, который потерял потребительские свойства); синтетические и минеральные масла, которые содержат полихлорированные дифенилы и терфенилы, утратившие потребительские свойства; в твердом виде отходы солей мышьяка; ртутьсодержащие изделия, устройства, приборы, которые потеряли потребительские свойства; отработанные (брак) ртутные термометры, утратившие потребительские свойства; асбестовая пыль, отходы асбеста, волокно и др.
К высокоопасным отходам 2 класса относятся: медно-жильный освинцованный кабель, утративший потребительские свойства; свинцовые отработанные (брак) аккумуляторы (неповрежденные, с неслитым электролитом); остатки рафинирования нефтепродуктов, отходы кислых смол, кислого дегтя; аккумуляторные отработанные щелочи; аккумуляторная серная кислота отработанная; в твердом виде отходы хлорида меди; в твердом виде отходы солей свинца; незагрязненные свинцовые опилки и др.
К умеренно опасным отходам 3 класса относятся: покрытый никелем медный провод (незагрязненный), утративший потребительские свойства; ацетон, утративший потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел от 15%); шлам очистки трубопроводов и емкостей (гудронаторов, бочек, цистерн, контейнеров) от нефти; дизельное топливо, утратившее потребительские свойства; авиационные, автомобильные и моторные масла, утратившие потребительские свойства; пыль цементная; песок, загрязненный бензином (количество бензина от 15%); загрязненный маслами песок (содержание масел от 15%); свежий навоз от свиней; свежий помет гусиный, утиный, куриный; табачная пыль и др.
К малоопасным веществам 4 класса относятся: строительный мусор от разборки зданий; несортированный мусор от бытовых помещений организаций (за исключением крупногабаритного); несортированные отходы из жилищ (за исключением крупногабаритных); отработанные покрышки; в твердой форме отходы битума, асфальта; несортированные отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы); незагрязненная пыль черных металлов; несортированные отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль); гипсовая пыль; бетонная пыль; пыль от шлаковаты; кирпичная пыль; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и пуха; свежий навоз от звероводческих хозяйств; свежий конский навоз; свежий навоз от мелкого и крупного рогатого скота; перепревший навоз от свиней; перепревший помет утиный, гусиный, куриный и др.
Состав отходов 5 класса опасности: скорлупа от куриных яиц; отходы щепы, опилки и стружка натуральной чистой древесины; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; отходы бумаги и картона от резки и штамповки; обрезь гофрокартона; зола древесная и соломенная; керамические изделия, потерявшие потребительские свойства; строительный щебень, потерявший потребительские свойства; бой строительного кирпича; отходы гипса в кусковой форме; абразивные круги отработанные, накипь котельная; отходы цемента в кусковой форме; лом чугунный, стальной, черных металлов и алюминия несортированный; стружка стальная незагрязненная; железные бочки, потерявшие потребительские свойства; пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы из жилищ крупногабаритные; мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, промышленными товарами; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий; электрические лампы накаливания отработанные и брак; отходы изолированных проводов и кабелей.
Примечание: Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536. Это требование касается в том числе и организаций, в результате деятельности которых образуются такие отходы. Таким образом, лицензированию подлежат любые работы по обращению с отходами, которые относятся I-IV классам опасности. Лицензия на работы с отходами V класса опасности не нужна.
Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Организация, эксплуатирующая полигон, разрабатывает регламент и режим его работы, инструкцию по приему бытовых отходов, обеспечивает контроль за составом поступающих отходов, ведет круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляет контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивает технологический цикл по изоляции отходов.
Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы; дает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного участка гигиеническим требованиям для устройства полигонов ТБО.
Не допускается размещение полигонов:
Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона — 500 метров. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно-защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания.
Полигон состоит из двух взаимосвязанных частей:
По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО рассчитывается возможность образования в их толще жидкой фазы — фильтрата.
Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:
Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.
Для получения лицензии на ТБО соискатель, планирующий осуществлять транспортировку отходов I-IV классов опасности, должен иметь специально оборудованное и снабженное специальными знаками транспортное средство.
В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, приводится термин «мусоровоз». Под ним понимается транспортное средство категории N, которое используется для перевозки ТКО. В тоже время ГОСТ Р 52051-2003 установил, что транспортное средство категории N должно иметь не менее четырех колес и предназначаться для перевозки грузов.
С 1 марта 2022 года установлен общий вид специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, которыми должны быть оснащены транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов. Образцы утверждены Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399.
Кроме того, с 1 января 2018 года не допускается использование мусоровозов, которые не оснащены аппаратурой спутниковой навигации, что призвано помешать выгрузке ТБО вне оборудованных полигонов, предназначенных для размещения таких отходов. Требование закреплено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641.
Медицинские отходы — это мусор, образованный медицинскими и фармацевтическими организациями. Медотходы тоже подразделяются на пять классов по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности:
В соответствии со ст. 49 ФЗ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом медицинские отходы класса «Г» представляют собой токсикологически опасные отходы I — IV классов опасности. Вывоз отходов класса «Г» для обезвреживания и утилизации осуществляется организациями, которые имеют лицензию Росприроднадзора.
Согласно ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» медицинские отходы не относятся к отходам производства и потребления и выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Об этом говорится в Письме Минприроды № А-10-04-32/26588 от 04.12.2017. Медотходы становятся отходами производства после обеззараживания, но закон не установил требования к тем, кто должен этим заниматься.
В настоящее время только СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» регламентирует сферу обращения с медицинскими отходами. Документ устанавливает классификацию отходов по степени опасности, правила для медорганизаций (как и в какие сроки необходимо собирать, хранить и вывозить медотходы за пределы территории, цвет мешков и контейнеров для сбора и правила их маркировки). Однако СанПиН не регламентирует утилизацию медицинских отходов, то есть эти правила перестают действовать после того, как автомобиль с медицинскими отходами покинул лечебное учреждение.
Согласно СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.