Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила проект закона, которым предлагает увеличить размер штрафа для компаний, препятствующих проверкам антимонопольной службы. Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», называемый «по проверкам ЛЕНОВО» (из-за подозрений компании в картельном сговоре), опубликован на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (см. текст документа).
Как отмечают в ФАС, существующая в настоящее время санкция за воспрепятствование проведению проверок, закрепленная частью 1 статьи 19.41 КоАП, зачастую не позволяет производить результативный сбор доказательств при проведении расследований нарушений антимонопольного законодательства: штрафы от 5 до 10 тысяч рублей, налагаемые на юридические лица в случае противодействия проверке, не сдерживают противоправное поведение проверяемых компаний, поскольку воспрепятствование проверке и уплата небольшого штрафа для таких лиц выгоднее уплаты «оборотного» штрафа (т.е. штрафа, размер которого зависит от суммы выручки хозяйствующего субъекта) в случае получения антимонопольным органом соответствующих доказательств. Естественно, в такой ситуации не особо поговоришь о повышении законности в сфере антимонопольного регулирования. Кроме того, такие нормы препятствуют контрольной деятельности антимонопольных органов, обосновывают необходимость подготовки проекта акта в службе.
«Анализ, проведенный Федеральной антимонопольной службой, показывает, что в Российской Федерации ежегодно раскрывается все большее количество картелей. Анализ статистики возбужденных антикартельных дел в 2016 году (330 дел) показывает их прирост на 18% по сравнению с 2015 годом (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям - сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела). При этом картели с целью поддержания цен на торгах видоизменились качественно. Если до 2014 года в деятельности картели принимали участие не более 10-20 хозяйствующих субъектов и их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 - 2016 годах мы наблюдаем, что подобные антиконкурентные соглашения исчисляются уже десятками, а количество торгов, охваченных картелями - тысячами. Наиболее масштабный картель по поставкам медикаментов и изделий медицинского назначения действовал на протяжении нескольких лет и охватил 718 аукционов. Картель по поставке вещевого имущества для силовых структур включил в себя 90 хозяйствующих субъектов», - описывают ситуацию разработчики.
Кроме того, своими действиями сообщники ограничивают или полностью устраняют конкуренцию в различных отраслях экономики. В случае сговоров на торгах, вместо того, чтобы конкурировать между собой, участники договариваются и делят лоты, поддерживают цену, чтобы получить максимальную цену за свой товар (услуг). Следствием таких действий становится неэффективное расходование бюджетных средств и снижение (либо отсутствие) экономии бюджетных средств при проведении торгов.
«Расследования, проводимые антимонопольными органами показывают, что участники картелей сегодня уже не ограничиваются соглашениями, заключенными в целях обеспечения победы на конкретных торгах, компании объединяются с целью осуществления систематической противоправной деятельности на протяжении длительного периода времени (не менее 2-3 лет). Участники картеля выстраивают систему внутренних и внешних взаимосвязей (распределение ролей внутри картеля, обеспечение запланированного результата в торгах посредством соглашений с заказчиком и т.д.). При таких обстоятельствах крайне негативное влияние картели оказывают не только на сектор закупок, но и на рынки в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках нефтепродуктов в Чукотском автономном округе привело к завышению цен на горюче-смазочные материалы более чем на 50% по сравнению с другими сопоставимыми регионами. На фармацевтических рынках сектор государственных закупок составляет более 30%, при этом сегодня действие картелей на торгах выявлено на территории 80 регионов», - приводят статистику в ФАС.
По оценке антимонопольщиков, при ежегодных объемах закупок для государственных нужд и нужд государственных компаний свыше 30 триллионов рублей, ущерб от сговоров на торгах можно оценивать в сотни миллиардов рублей. Общий ущерб от всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) может достигать до 1,5-2% ВВП.
Вместе с тем, не менее негативные последствия как для экономики, так и для конкуренции и рыночных отношений имеют и другие нарушения антимонопольного законодательства: соглашения хозяйствующих субъектов и органов власти, ограничивающие конкуренцию; злоупотребление на рынке хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением; антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления и так далее.
«Основным способом получения доказательств нарушения антимонопольного законодательства, и, в первую очередь, картелей, является внеплановая проверка. Именно благодаря наличию полномочий по проведению таких проверок антимонопольный орган способен эффективно пресекать нарушения», - заявляют в антимонопольной службе.
Сейчас за воспрепятствование проверке граждане наказываются штрафом в размере от 500 до 1 тыс. руб., должностные лица - от 2 до 4 тыс. руб., юридические лица - от 5 до 10 тыс. руб. Новая статья, которую проектирует ФАС, предполагает за такое правонарушение граждан штрафовать на сумму от 10 до 15 тыс. руб., должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб., юридических лиц - от одной двухсотой (0,005) до одной сотой (0,01) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 100 тыс. руб.
В данный момент на портале проектов нормативных правовых актов идут публичные обсуждения идеи ФАС. Дата их окончания - 29 марта 2017 года.
Планируемый срок вступления в силу законопроекта - июль 2017 года.