Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству предпочел не поддерживать идею усилить административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов без лицензии. Решение было вынесено на заседании, которое состоялось на прошлой неделе. Авторами инициативы являются депутаты Думы Астраханской области.
Напомним, согласно части 2 статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2000 рублей до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на должностных лиц - от 4000 рублей до 5000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на юридических лиц - от 40000 рублей до 50000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
По предложению авторов проектируемого закона, для борьбы с «нелегалами» в области сбора металлолома работу без разрешения надо вынести в специальный состав, сформулированный по аналогии с частью 2 частью 14.1 Кодекса, и установить за осуществление без лицензии предпринимательской деятельности с ломом цветных и черных металлов более строе административное наказание, чем это предусмотрено в отношении осуществления без лицензии иных видов бизнеса.
В качестве меры административной ответственности за совершение названного правонарушения предлагается установить штраф:
- для граждан в размере 20000 рублей с конфискацией орудий и (или) предметов административного правонарушения (в 10 раз больше, чем в части 1 статьи 14.1 Кодекса);
- для должностных лиц - 50000 рублей (в 10 раз больше, чем в части 1 статьи 14.1 Кодекса);
-для индивидуальных предпринимателей 50000 рублей с конфискацией орудий и (или) предметов административного правонарушения;
- для юридических лиц - 200000 рублей с конфискацией орудий и (или) предметов административного правонарушения (в 4-5 раз больше, чем в части 1 статьи 14.1 Кодекса).
За повторное совершение данного административного правонарушения частью 1 проектируемой статьи 14.1 4 предложен удвоенный размер штрафа с конфискацией орудий и (или) предметов административного правонарушения.
То есть, предлагается привлекать к административной ответственности только за осуществление предпринимательской деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных и черных металлов без лицензии. При этом в случае совершения противоправных действий, связанных с нарушением условий (в том числе грубым нарушением условий) лицензии в указанной деятельности ответственность будет наступать в соответствии с общими нормами частей 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, которые распространяются на все виды предпринимательской деятельности.
Ответственный за рассмотрение законопроект Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству нашел аргументацию авторов недостаточной для своей поддержки.
«Предлагаемые законопроектом размеры административных штрафов гораздо выше, чем за правонарушения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, общественно-опасные последствия от совершения которых могут быть гораздо серьезнее (так, для должностных лиц - в 5 раз, для индивидуальных предпринимателей - в 6 раз). Полагаем, что многократное увеличение административного штрафа за вышеуказанные правонарушения нуждается в уточнениях с учетом необходимости соблюдения принципа постепенного усиления ответственности и в сопоставлении с действующими размерами административных штрафов за более серьезные правонарушения», - отмечается в решении Комитета.
Также депутаты обращают внимание на необходимость обеспечения именно неотвратимости административного наказания, а не увеличения штрафных санкций, поскольку они должны отвечать требованиям справедливости. Нарушение данного принципа может привести к разбалансированности в подходе законодателя к установлению административных санкций, полагают законотворцы.
«Считаем необходимым отметить, что установление предлагаемых законопроектом фиксированных размеров штрафов, а также безальтернативной конфискации предметов административного правонарушения может привести к несоответствию наказания характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения. В обоснование необходимости ужесточения ответственности должны быть представлены веские обоснования, в том числе статистические данные об устойчивой тенденции увеличения роста числа совершаемых административных правонарушений, несмотря на активное применение действующих мер административного наказания», - заявляют представители Госдумы, добавляя, что не плохо бы к законопроекту приложить еще и данные о правоприменительной практике, свидетельствующей о недостаточности установленных мер ответственности, а также расчеты, сопоставляющие размеры штрафов и размеры экономической выгоды, получаемой в результате совершения административного правонарушения в сфере оборота лома цветных и черных металлов.
«Кроме того, следует отметить, что в действующем законодательстве за подобные деяния также предусмотрена уголовная ответственность - статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконное предпринимательство - например, когда осуществление деятельности в области оборота лома и отходов цветных и черных металлов без регистрации или с нарушением правил регистрации либо осуществление такой деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением лицензионных требований и условий, если эти деяния причинили существенный ущерб гражданам, организациям или государству)», - напоминают думцы.
Несколько замечаний к проекту закона есть и у правового управления ГД.
Между тем, у законопроекта довольно большая группа поддержки со стороны коллег со всей России. В частности, свои положительные отзывы составили Московская областная Дума, Смоленская и Костромская облдумы, Государственный Совет Республики Крым, Алтайское краевое Законодательное Собрание и Заксобрание Амурской области.
Будет ли дана возможность дописать проект с учетом замечаний мы узнаем совсем скоро. Комитет предложил рассмотреть его в первом чтении на заседании Госдумы, которое сотоится 22 февраля 2017 года.