Лицензирование приобретения оружия и охранной деятельности передадут Росгвардиии, руководители частных охранных предприятий, отраслевых саморегулируемых организаций, а также эксперты.
Проектом постановления предусматривается введение требований обязательных для соблюдения частными охранными организациями, участвующими в торгах, проводимых собственниками объектов с бюджетным финансированием.
Сложившаяся ситуация на рынке охранных услуг, в частности, участие частных охранных организаций в торгах, проводимых собственниками гособъектов, вызывает серьезную обеспокоенность, причем не только государства, но и авторитетных игроков рынка охраны. Авторы проекта отмечают, что основная масса проблем связана с низким качеством предоставляемых услуг такими организациями, а также неисполнением перед заказчиками своих обязательств. Действующая нормативная правовая база устанавливает, что к участию в торгах допускается неограниченный круг лиц. При этом, в целях получения государственного контракта частные охранные организации зачастую идут на значительное снижение цены выставляемого лота, а в ряде случаев на торги выходят либо фирмы - однодневки, создающиеся под конкретный конкурс (аукцион), либо выставляются частные охранные организации, имеющие в своем составе от 1 до 10 работников, не имеющих зачастую опыта работы и соответствующей квалификации. Это выливается в потери государства, исчисляющиеся сотнями миллионов рублей, а уровень антитеррористической защищенности объектов бюджетного финансирования существенно снижается.
По итогам состоявшихся обсуждений определен ряд следующих требований.
- Требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемственности) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки услуг по охране объектов и (или) имущества за последний год до даты, предшествующей заключению контракта (договора).
Предполагается, что данное требование позволит сократить количество фирм - однодневок, основная цель создания которых, демпинг цен при проведении торгов, а также поможет формировать конкурентоспособные цены на охранные услуги, позволяющие реализовать контракт исполнителем без существенных финансовых и иных потерь.
- Требование о наличии лицензии на оказание охранных услуг (услуги), предусмотренной пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона.
Введение данного требования обуславливается ужесточением государством в последние годы законодательства в области противодействия терроризму и установлением дополнительных мер по повышению уровня внутренней безопасности государства в связи с нестабильной геополитической обстановкой около границ Российской Федерации. В целях реализации законодательных актов постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» установлены лицензионные требования к новому виду охранных услуг по охране объектов и (или) имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, требующие от частной охраной организации серьезного организационного обеспечения, включающего в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленного на создание необходимых условия для безопасности охраняемых объектов.
- Требование о наличии в штате не менее 100 работников, обладающих правовым статусом частного охранника.
Установление данного требования названо одной из действенных мер, позволяющих обеспечить ценовую и неценовую конкуренцию между участниками торгов в целях заключения для всех сторон данных отношений выгодных условий контракта (договора). Предполагается, что оно позволит решить такую наболевшую проблему, как минимизация ценного демпинга со стороны фирм-однодневок, которые никак не ограничены в участии в торгах, финансируемых за счет бюджетов всех уровней.
- Требование об отсутствии в течение года, предшествующего заключению контракта (договора), грубых нарушений лицензионных требований.
Введение данного требования связано с тем, что последствия в случае невыполнения частными охранными организациями лицензионных требований при охране объектов бюджетного финансирования, могут создать предпосылки к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также привести к человеческим жертвам или причинению тяжкого вреда здоровью граждан, нанесению ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
- Требование о членстве в саморегулируемых организациях, объединяющих субъекты частной охранной деятельности, и (или) объединениях работодателей, профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности.
Определение данного требования связывается, в первую очередь, с развитием данного института в области частной охранной деятельности. С учетом того, что основное направление устанавливаемых проектом постановления требований ‑ это повышение качества предоставляемых услуг частными охранными организациями при охране объектов бюджетного финансирования, реализация механизма саморегулирования в процессе участия частных охранных организаций в торгах. Это, по мнению авторов, позволит обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка при взаимодействии с государством в вопросах организации охраны объектов бюджетного финансирования, а также определить наиболее авторитетных и компетентных участников рынка охранных услуг. Также данное требование создаст предпосылки к сокращению бюрократических барьеров и коррупциогенных факторов, возникающих при организации торгов, а также позволит реализовать иные программные задачи, изложенные в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российский Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р. В части требования о членстве в объединении работодателей или профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности позволит решить ряд проблем появившихся за период существования института частной охраны. В частности, в процессе применения законодательства в области частной охранной деятельности выявилась проблема, связанная с наличием массовых нарушений норм трудового законодательства со стороны руководителей частных охранных организаций по отношению к работникам такой организации. Такие нарушения нивелируют принцип законности охранной деятельности, подрывают идею возложения на негосударственные структуры отдельных государственных правоохранительных функций, а в процессе ее осуществления может быть причинен вред как человеческим ценностям (жизни, здоровью), так и вред имущественным интересам государства.
- Помимо этого проектом постановления предлагается не применять устанавливаемые требования в отношении частных охранных организаций, учрежденных войсковыми казачьими обществами, внесенными в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (казачьи охранные организации). Предлагаемое исключение связано с тем, что в последнее время государством уделяется особое внимание вопросам казачества.
Обсудив предлагаемые критерии, участники встречи ТПП пришли к выводу, что в данном виде проект постановления не будет способствовать обеспечению качества охранных услуг по государственным и муниципальным контрактам, а также выступит инструментом, служащим для монополизации рынка охранных услуг крупными частными охранными структурами, что нарушает требования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Соответственно, принятие указанного проекта будет носить негативные последствия, поскольку может привести к ликвидации ряда мелких и средних региональных охранных структур и, следовательно, росту скрытой и явной безработицы среди работников ЧОП, падению собираемости налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды.
В частности обеспокоенность вызвал пункт, согласно которому у частного охранного предприятия в течение года, предшествующего заключению контракта, должны отсутствовать грубые нарушения лицензионных требований.
«Это послужит развитию широкой вариативности при принятии решений лицами, обладающими дискреционными полномочиями. Другими словами, здесь заложен серьезный коррупциогенный фактор, который открывает безграничный простор для разного рода злоупотреблений», - подчеркнул глава Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный.
«Мы постоянно говорим о необходимости повышения качества и надежности охранных услуг, развитии института деловой репутации в охранной отрасли. Однако было бы неправильным введение дополнительных норм, ограничивающих федеральные законы, с непонятным механизмом реализации и не относящихся напрямую к повышению уровня защищенности граждан от угроз общеопасного характера», - отметил в ходе мероприятия член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Галочкин.
Напомним, лицензирование охранной деятельности недавно было передадано Росгвардии.