После вступления в силу изменений в закон «О здравоохранении», многие белорусские медицинские центры могут лишиться лицензий. О возможных проблемах заявил член Общественно-консультационного совета Минздрава, председатель Совета учредителей СООО «Экомедсервис» Владимир Коява.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», организация здравоохранения – юрлицо, основной целью деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности. Однако имеющиеся в Законе формулировки не охватывают все юридические лица, которые осуществляют медицинскую деятельность, что порождает неопределенность статуса юридического лица, его компетенции и полномочий.
Владимир Коява отмечает, что с вступлением данного закона в действие (26 декабря 2014 г.):
1. Практически все коммерческие организации, имеющие медицинские центры, будут организациями здравоохранения.
2. В соответствии с Законом «О здравоохранении», ст. 11, Номенклатура организаций здравоохранения, а также положения, устанавливающие порядок организации их деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. (28 сентября 2005 г. № 35).
«Беглый анализ «будущих» организаций здравоохранения показывает, что практически всем им необходимо приводить название организации, в соответствии с Постановлением Минздрава № 35.
В соответствии с Указом Президента РБ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»», руководителем организации здравоохранения должен быть организатор здравоохранения.
Считаем, что Министерство здравоохранения должно заблаговременно провести анализ и информирование «новоиспеченных» организаций здравоохранения, можно и через СМИ, о приведении в соответствие название и руководителя организации, Закону «О здравоохранении» и Указу № 450. Чтобы потом не было массового лишения лицензии, как это было в 2005 г., когда одномоментно были лишены лицензии несколько десятков организаций», – предупреждает Коява.
«Лучше заниматься профилактикой и предупреждением, чем наказанием, так как там (в медцентрах – прим.авт.) сотрудники, пациенты и т.д», – напоминает он.
В случае, если Владимир Коява прав, белорусские медики в конце года будут вынуждены искать новую работу. Часть из них, скорее всего, найдет ее найти именно в нашей стране. Глава Минздрава Вероника Скворцова на прошедшем недавно заседании кабинета министров сообщила, что дефицит кадров в сфере среднего медперсонала в России сейчас составляет 270 тысяч человек, а дефицит врачей — 40 тысяч человек.
Чтобы иностранный специалист, который получил медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве, имел право работать по специальности в России, он обязан получить допуск Росздравнадзора и сдать специальный экзамен для подтверждения своей квалификации. Нострификация, то есть процедура признания эквивалентности иностранных документов, в этом случае российским законодательством не предусмотрена.
Также отметим, что 1 января 2015 года вступает в силу договор о создании Евразийского экономического союза, по которым подписались Россия, Белоруссия и Казахстан. Одной из целей данного объединения стало обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
Внутреннему регулированию торговли услугами, учреждении и деятельности посвящен пункт одного из приложений к договору. В нем говорится, что Комиссия по согласованию с государствами-членами союза разработала определенные правила, которые не позволят, чтобы разрешительные требования и процедуры (в том числе, лицензирование) создавали неоправданных барьеров при торговле услугами, учреждении и деятельности на территории ЕАЭС. Они гласят, что разрешительные требования и процедуры среди прочего должны основываться на таких объективных и гласных критериях, как компетентность и способность осуществлять торговлю услугами и деятельность; они не должны быть более обременительны, чем это необходимо для обеспечения безопасности осуществляемой деятельности, а также безопасности и качества поставляемой услуги; не должны являться ограничением для торговли услугами, учреждения и (или) деятельности.
Помимо этого, государства-члены ЕАЭС не будут применять разрешительные требования и процедуры, которые аннулируют или сокращают выгоды в том случае если они не соответствуют критериям, указанным выше; не были установлены законодательством государства-члена и не применялись соответствующей страной на дату подписания Договора, то есть на 29.05.2014 года.