Мы уже писали о таком понятии, как знак обслуживания. Его определение раскрыто в законодательстве об интеллектуальной собственности. Так, Гражданский кодекс установил, что знаки обслуживания используются в отношении работ и услуг, в отличии от товарных знаков, которые относятся непосредственно к товарам. Напомним, оба термина: знак обслуживания и товарный знак – это средства индивидуализации, то есть они создаются, чтобы выделить конкретную компанию, ее услуги или продукт.
Чтобы обозначение стало знаком обслуживания, оно должно пройти регистрацию в Роспатенте. После этого оно получает правовую защиту, т.е. его использование сопровождается следующими правилами:
Знак обслуживания нужен организациям, которые оказывают какие-либо услуги или выполняют работы. Он послужит для индивидуализации такой компании, т.е. поможет выделить ее среди конкурентов.
Запоминающийся знак обслуживания поможет Вашим клиентам без труда найти Вашу вывеску, сайт в Интернете или посоветовать Вас знакомым. За счет визуализации Вашей фирмы, Вы запомнитесь, а, значит, будете ассоциироваться с определенной услугой. Это важно, т.к. в каждой отрасли работают тысячи схожих компаний, которые оказывают одни и те же услуги. В таком изобилии клиентам порой сложно сделать выбор. Поэтому разработаны различные механизмы, выделяющие предпринимателей, их бренды и продукты.
Каждый знак обслуживания уникален (Роспатент строго следит за этим). Удачный знак способен быстро закрепиться в сознании потребителей, а, значит, может помочь сэкономить на рекламе. К примеру, Вы точно знакомы со следующими знаками обслуживания, даже если уже очень давно не видели рекламу компаний, которым они принадлежат:
Каждый в России знает, что первое обозначение – это название крупнейшей в стране авиакомпании. Всем знакомы характерные цвета и визуальный ряд этого бренда. Тоже касается и оставшихся двух обозначений: оператор связи и занимающий лидирующие позиции банк.
Перечисленные выше знаки обслуживания уже известны, они мелькали в рекламе, на улицах можно встретить сотни вывесок с ними, их названия "на слуху". Поэтому они защищены законом. Посторонним лицам запрещено их использовать и выдавать себя за их владельцев, предлагая свои услуги.
Зарегистрированный знак обслуживания защищен от нелегального использования. Это связано с тем, что он относится к результатам интеллектуальной деятельности, которая, в свою очередь, является сложным креативным процессом. Многие предприниматели даже нанимают специалистов, которые занимаются разработкой уникальных логотипов, дизайна, сайта и других средств индивидуализации компании. Они платят за это немалые средства. Поэтому результаты умственных трудов должны быть защищены на уровне законов.
Если кто-то использовал чужой знак обслуживания, то он рискует быть привлеченным к суду. За нарушение авторских прав грозит суровое наказание. Владелец знака может претендовать на взыскание штрафа в размере нескольких миллионов рублей.
Знаки обслуживания, как и товарные знаки, традиционно подразделяются на следующие виды:
Как знак обслуживания, можно зарегистрировать:
Знаком обслуживания не признают ряд обозначений. Среди них:
Таким образом, статус знак обслуживания не получат такие обозначения, как "аудитор", герб Владивостока, призыв к беспорядкам и знак Евро.
Чтобы зарегистрировать собственный знак обслуживания, нужно обратиться в Роспатент. В регистрирующий орган следует предоставить следующие документы:
Роспатент принимает заявительные документы для регистрации знака обслуживания одним из следующих способов:
Обратиться за помощью в РИНФИН. Мы предлагаем следующие услуги: