Для привлечения клиентов предприниматели разрабатывают собственный бренд. Они прикладывают немало усилий для создания уникального фирменного наименования, корпоративного стиля, слогана. Такие атрибуты призваны сделать компанию узнаваемой. Особенно в этом помогает ее логотип. Его яркий и запоминающийся образ может помочь в продвижении компании, закрепившись в сознании потребителей.
Однако недостаточно создать собственный бренд и разработать узнаваемый логотип. Необходимо защитить плоды своей интеллектуальной деятельности. Для этого рекомендуем зарегистрировать в Роспатенте свой товарный знак.
В отечественном законодательстве нет определения термина "логотип". Поэтому воспользуемся трактовкой из специальной литературы. Логотип – фирменное изображение, которое используется, чтобы идентифицировать конкретную организацию. Он улучшает узнаваемость компании в обществе.
Зачастую логотип представляет собой графическое изображение, иными словами рисунок. Он может содержать наименование компании, использовать ее фирменный шрифт или слоган. Такой позиции придерживаются суды и Минэкономразвития. Они определяют логотип, как оригинальное изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товара, которое было разработано специально, чтобы привлечь внимание потребителя.
Логотип можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Он также может быть одним из элементов бренда компании. Подробнее об этих терминах читайте ниже.
Бренд - это более комплексное понятие, включающее товарные знаки, логотип, фирменный стиль и другие визуальные элементы компании. Однако и этот термин также отсутствует в отечественном законодательстве. Поэтому у бренда нет строго определения, содержания или структуры. При этом он тесно связан с таким понятием, как репутация. Это еще одна из его составляющих. Согласно закону, деловая репутация предпринимателей подлежит защите. Нельзя безнаказанно порочить имя какой-либо организации.
Разработанный и хорошо продуманный бренд способен не только сделать фирму и продукт узнаваемыми, но и в силах повысить доверие потребителей. Если один и тот же визуальный ряд часто мелькает на прилавках магазинов, в рекламе, Интернете или скажем в руках у соседа, то он может подсознательно закрепиться в памяти, как надежный товар.
Действительно бренд – это набор ценностей и атрибутов, предназначенных для идентификации товара или компании. Запомнившись потребителю, он будет всплывать в его памяти при упоминании конкретного товара. Поэтому термин бренд чаще применяется для обозначения товара или компании, пользующихся массовым спросом.
Разработка логотипа и создание бренда – это творческий креативный процесс, предполагающий мыслительные усилия. Чтобы защитить труды своей интеллектуальной деятельности, необходимо понимать какими терминами апеллирует законодательство.
Как мы уже говорили, в законах нет определения логотипа и бренда. В тоже время Гражданский кодекс предусматривает закрытый перечень средств индивидуализации товара. Согласно этому списку, правовой защите подлежат следующие результаты интеллектуальной деятельности:
Подробнее об этих понятиях читайте в наших следующих статьях. А сейчас вернемся к логотипу и бренду.
Товарный знак может включать как логотип, так и иные обозначения (к примеру, словесные или объемные).
Как мы уже сказали, "бренд" – это широкое понятие, включающее в себя множество элементов. Поэтому, как правило, он предполагает регистрацию нескольких товарных знаков. К примеру, на различные модели товаров одного производителя.
Вы вправе не регистрировать товарный знак. Это не помешает Вам использовать собственный логотип. Однако воспользоваться им смогут и посторонние лица. А Вам в суде придется доказывать, что лого был разработан Вами. Для этого придется предоставить договор на его создание или договора авторского заказа. Такой документ дает права на логотип без регистрации в патентном ведомстве. Однако есть два проблемных аспекта в этом вопросе:
Есть еще один способ защиты Ваших прав на логотип. Выше мы уже упоминали о том, что Гражданский кодекс перечислил средства индивидуализации товара, подлежащие защите. Законом установлено, что фирменное наименование относится к результатам интеллектуальной деятельности. При этом другие лица не могут их использовать без согласия правообладателя. Таким образом, если логотип выглядит, как изображение наименования Вашей фирмы или товара, то его можно отнести к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана.
Однако судебная практика, связывания с доказыванием исключительных прав на логотип, спорная. Зачастую в суде так и не удается доказать свои права без регистрации товарного знака. Поэтому рекомендуем пройти быструю и простую процедуру регистрации в Роспатенте. В этом Вам помогут специалисты компании РИНФИН. Они проверят уникальность регистрируемого знака и подготовят необходимые документы.