На прошедшем 13.07.2009 заседании президиума Правительства РФ, руководитель ФАС И.Артемьев предоставил всеобщему обозрению информацию о конкурентоспособности в России. Так же в его работе речь шла о важности корректировки некоторых аспектов закона об СРО в строительстве, важных для устранения бюрократических и чиновничьих преград, мешающих здоровому появлению строительных организаций на рынке РФ. В частности, уже с первого числа будущего года предприниматели желающие продолжить ведение легитимной деятельности в строительной сфере, связанной с повышенными рисками, как для возводимых сооружений, так и для здоровья самих людей, обязываются вступить в СРО в строительстве и получить сертификат разрешающий проведение работ. Замдиректора федеральной антимонопольной службы А.Кожевникова расспросили и попросили объяснить всю важность, цель и причину, по которой ФАС заинтересовалась данным вопросом.
А.Кожевников, говорит, что ничего сложного и неясного в данном вопросе нет. Для начала стоит взглянуть на регион Твери, там зарегистрировано порядка девятисот предприятий строительного профиля, 90 процентов из которых, являются представителями малого и среднего бизнеса. На их долю приходится порядка шестидесяти – семидесяти процентов от общего количества строительной деятельности Тверского края. Аналогичную картинку можно увидеть в каждом уголке страны. Но переход строительной отрасли с лицензирования на саморегулирование в строительстве, требует от участников строительного рынка наличия огромных по меркам малого и среднего бизнеса сумм, необходимых для вступительных взносов. При этом в рамках системы лицензирования фирмы и организации, занимающиеся электрификацией объектов и многими другими работами свойственными мелкому предпринимательству, не нуждались в каких либо лицензиях, саморегулирование в строительстве обуславливает обязательное членство данных предприятий в СРО, а в следствии наличие свидетельства, допускающего к проведению работ. Это значит, что фирма или предприятие должны будут отчислить 1 миллион рублей в резервный фонд, либо 300.000 рублей на страховые нужды и 100.000 в качестве первоначального взноса, не считая того, что каждый год придется отчислять еще по 100.000 рублей. Лишь пройдя через все эти процедуры, фирма сможет продолжить свою деятельность в рамках СРО в строительстве. Это только единичный пример. Следует отметить, что ежегодный оборот данных фирм и предприятий составляет порядка двух – пяти млн. руб. Большинство представителей мелкого и среднего бизнеса выполняют не только строительные работы, но также проектировочные и изыскательные. Зачастую такие фирмы специализируются на проведении газовых, электромонтажных, отопительных, вентиляционных и дорожных работах. Согласно закону об СРО в строительстве, для проведения их прежнего перечня работ они должны входить в 2 – 3 СРО, что связанно с огромными отчислениями, непосильными для представителей малого и среднего бизнеса. Как показала практика с момента вступления закона об СРО в строительстве в силу, к новой системе примкнул лишь 1% фирм и предприятий, а в численном выражении 3500 предприятий, в то время как общее количество представителей малого строительного рынка в стране, насчитывает 268000 фирм.
Все идет к тому, что саморегулирование в строительстве не оставит шансов на продолжение строительной деятельности малым и средним фирмам и предприятиям, это приведет к спаду конкурентоспособности отрасли, повышению безработицы и захвату отрасли крупными холдингами. Вот почему ФАС обратила внимание на происходящую ситуацию, и решили ужесточить надзор за СРО в строительстве, необходимо отрегулировать механизм вступления и участия в саморегулировании, сбалансировать и уравновесить вступительные отчисления и многое другое. Стоит обратить внимание и на остальные проблемы, в частности областные строительные агенты, говорят о потугах сформировать муниципальные СРО в строительстве, если не быть членом подобных партнерств, то и работы в областном секторе не видать. Для нормализации, сохранения баланса и выгоды каждого предпринимателя в строительной сфере Федеральная антимонопольная служба начнет требовать коррекции и внесении поправок в закон о саморегулировании в строительстве. Подытоживая сказанное, господин Кожевников подчеркнул, что антимонопольный комитет всерьез занялся данной проблемой и уже образован действующий в рамках данной проблемы отдел.