Министерство финансов России опубликовало разъяснения по поводу возможности проведения зачета излишне уплаченной суммы государственной пошлины. Ответ на запрос подготовила Директор Департамента доходов Елена Лебединская.
Как сообщает представитель Минфина, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса РФ, с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Налогового кодекса (пункт 14 статьи 78).
Согласно пункту 6 статьи 333.40 кодекса тот, кто оплачивает госпошлину, имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Такой зачет производится по заявлению плательщика, которое предъявляется в уполномоченный орган или должностному лицу, к которым происходило обращение за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете излишка может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете должны быть приложены: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
«Учитывая изложенное, зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть произведен только органом, в который плательщик обращался за совершением юридически значимого действия, в указанные в данной норме сроки», - делает вывод Лебединская.
Кроме того, Минфин России обращает внимание, что Налоговым кодексом не установлен порядок зачета излишне уплаченной государственной пошлины в один уполномоченный орган в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, осуществляемого другим уполномоченным органом. Таким образом, по мнению Минфина, администратор доходов бюджета, к которому обратился заявитель за совершением юридически значимого действия, не может принять решения о зачете (межрегиональном зачете) государственной пошлины, в случае, если указанная государственная пошлина была зачислена на счет другого администратора доходов бюджета.
Вместе с тем пунктом 26 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н, определен порядок осуществления межрегионального зачета, то есть зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемого администраторами доходов бюджета, подведомственными одному главному администратору доходов бюджета, находящимися на территориях различных субъектов Российской Федерации, напоминают в ведомстве.
Межрегиональный зачет осуществляется органом Федерального казначейства на основании Уведомления, представленного администратором доходов бюджета, на счет которого поступила переплата и который принял решение о ее зачете.
«На основании вышеизложенного Минфин России считает, что осуществление межрегионального зачета администраторами доходов бюджета, не являющимися налоговыми органами, возможно, когда решение о зачете принимает тот администратор доходов бюджета, на счет которого поступила переплата, на основании соответствующего заявления плательщика», - отмечается в разъяснении.
Напомним, государственная пошлина, в том числе, взимается при предоставлении услуги государственного лицензирования – за предоставление лицензии, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии.