Государственный заказчик разместил конкурс на покупку медоборудования. Однако закупка также предусматривала:
Заказчик установил, что выбранный им подрядчик должен будет лично выполнить перечисленные работы, а не привлекать соисполнителей. А ведь закон позволяет заниматься подобными услугами только лицензиатам. Таким образом, к участию в конкурсе были допущены только обладатели лицензии на техобслуживание медицинской техники.
Она нашлась не у всех желающих принять участие в закупке. Одному из участников показалось, что конкурсные требования слишком высоки, он не может им соответствовать, а, значит, самое время пожаловаться в антимонопольное ведомство на незаконные условия закупки. Жалобщик заявил, что заказчик требует от потенциальных подрядчиков личного исполнения работ. По его субъективному мнению, это требование не отвечало типовому контракту, в котором (если читать его невнимательно и упустить другие важные моменты) действительно допускается привлечение соисполнителей.
Антимонопольщики жалобу приняли. Изучили дело и решили встать на сторону жалобщика без лицензии. Они согласились с его аргументами.
Однако дело пошло в суд. В результате три инстанции встали на сторону заказчика, признав, что типовой контракт допускает оказание услуг как лично, так и с помощью соисполнителей. Однако судьи внимательно изучили законодательство о закупках и типовой контракт. Это позволило им прийти к выводу о том, что в типовом контракте также есть примечание. Оно то и позволяет госзаказчикам менять конкурсные условия с учетом специфики закупки. Недовольному жалобщику нужно было просто внимательнее прочитать текст типового контракта и своевременно получить нужную лицензию.
Как отметили суды, заказчик приобретал комплекс услуг, включающий доставку оборудования, его монтаж, обучение правилам эксплуатации и гарантийный ремонт. Для части работ нужна лицензия. Таков закон. Кроме того, заказчик, решив не связываться с лишними поборами от посредников, обязал подрядчика исполнить контракт лично. Отсюда и требование иметь лицензию. По логике судов, с которой сложно спорить, такое требование является законным.
Кроме того, как посчитали суды, возможность привлекать соисполнителя с лицензией не освобождает генподрядчика от требования о наличии лицензии у него. Он должен соответствовать условиям закупки, поскольку контракт заключают именно с ним. Более того, он же и отвечает за действия соисполнителей.
Советуем заранее готовиться к таким закупкам и получить нужную лицензию уже сейчас. В этом Вам могут помочь юристы РИНФИН. Мы предлагаем правовую помощь при получении: