Группа авторов, число которых почти достигло трех десятков, в данный момент занимается разработкой нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимость создания современного КоАП объясняется тем, что со времени введения в действие документа (1 июля 2002 года) произошло немало изменений в общественной жизни и экономике, деятельности государства. Все это в значительной степени повлияло на всю правовую систему: возникли новые институты, появились несуществовавшие до этого отрасли права - сфера государственных закупок, контрактная система; произошло формирование системы государственного надзора и контроля. Всего в проекте Кодекса содержатся 32 главы вместо 17, как сейчас. Увеличение произошло за счет разделения крупных глав на части.
Новый Кодекс, который готовится к рассмотрению Государственной думы, предполагает объединение норм, устанавливающих:
- общие положения законодательства об административных правонарушениях;
- правила разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти России и органов госвласти субъектов;
- принципы административной ответственности;
- перечень видов административного наказания и правила его назначения;
- перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и последующего наказания;
- административную ответственность за нарушение федерального законодательства;
- правила осуществления производства по делам об административных правонарушениях, включая правила применения мер обеспечения производства по соответствующим делам, перечни органов и должностных лиц, уполномоченных их возбуждать и рассматривать, правила рассмотрения дел и жалоб на постановления по таким делам, а также правила исполнения административных наказаний.
«Особое внимание уделено вопросам подсудности дел об административных правонарушениях и правилам рассмотрения дел об административных правонарушениях и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях. В частности, обособлена процедура судебного рассмотрения дел и жалоб. При этом рассмотрение дел об административных правонарушениях судами общей юрисдикции и арбитражными судами будет осуществляться по единым процессуальным правилам, предусмотренным КоАП. Таким образом, в проекте оформлена со всеми специфическими чертами, включая вынесение судебных решений именем РФ, специфическая разновидность административного судопроизводства - рассмотрение судами дел об административных правонарушениях», - сообщают авторы.
Документом предлагается закрепить три категории административных правонарушений: грубые, значительные и менее значительные. Для каждой из них предполагается установить особенности производства дел и максимальные административные наказания.
Помимо этого, предлагаются к использованию новые виды административного наказания: исправительные работы, лишение специального разрешения (лицензии), запрет на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
«Такое расширение перечня видов административного наказания позволит повысить точность и эффективность реагирования государства на конкретные противоправные деяния», - считают инициаторы.
В целом в проекте сохраняются тенденции к расширению круга урегулированных различными федеральными законами общественных отношений, а также к более детальному и точному определению составов административных правонарушений. Другая задача проекта Кодекса - повышение эффективности института административной ответственности. Например, в проекте усилена принудительная составляющая процедуры исполнения административного наказания, включая расширение перечня применяемых мер, направленных на исполнение административного наказания, а также усиление ответственности за уклонение от него.
Помимо других нововведений, Кодекс впервые был дополнен такой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как обеспечительный арест имущества. Данное нововведение, как считают депутаты, позволит пресекать «увод» имущества от наложения на него взыскания, которое производится в рамках принудительного погашения суммы штрафа. Одновременно Кодекс предусматривает ряд мер, стимулирующих правомерное поведение, то есть направленных на создание у провинившегося «заинтересованности в сотрудничестве с органами административной юрисдикции».
«Принятие нового КоАП позволит обеспечить более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина, большую прозрачность применения мер административного наказания и процессуального принуждения, что в конечном итоге должно положительно сказаться на уровне защиты прав граждан и на деловом климате в стране», - говорится в пояснении к проекту.
В последние несколько месяцев различными экспертными группами было проведено немалое количество встреч с целью обсуждения проекта Кодекса и последствий его введения. Представители органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнеса, гражданские активисты рассматривали каждую главу и статью проекта в под микроскопом. В частности, встречи проходили в Общественной палате России, где было высказано опасение по поводу разделения на три категорий правонарушений. Отмечалось, что на данном этапе нет ясности, каким образом те или иные деяния будут квалифицироваться по степени их тяжести.
«Не получится ли так, что законодатель будет распределять составы правонарушений по группам «на ходу», методом проб и ошибок, постоянно пересматривая вновь принятый Кодекс?» - прокомментировала поправки председатель Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.
Вызвали опасения и серьезные ужесточения наказаний: увеличение размера санкций по ряду статей, штрафы и прочее. Члены ОП подчеркнули, что новый КоАП не должен стать дополнительным обременением для бизнеса в сегодняшних тяжелых условиях.
«Президент в Послании Федеральному Собранию России подчеркнул необходимость снижения избыточного административного давления на бизнес. Нововведения в КоАП могут вызвать рост проверок и увеличение армии проверяющих, которая будет создавать проблемы для экономического развития страны. С моей точки зрения, в проекте множество непродуманных вопросов, которые создадут проблемы для делового сообщества», - выразил свое мнение Председатель Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев.
В свою очередь, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков высказался более жестко. Он заявил, что проект угрожает устойчивости субъектов экономики из-за ужесточения штрафных санкций и введения ликвидации предприятий как меры ответственности.
«Один из базовых принципов, на котором держится рыночная экономика - защищенность предприятий, бизнеса. Если мы сравним с американской практикой, то там законодатель делает все, чтобы бизнес выживал. В нашем кодексе мы видим, что появилась мера ответственности как ликвидация за грубое нарушение. Что такое грубое? Это серьезный удар по базовому экономическому институту, ее нужно убирать, а если оставлять, то максимально конкретизировать», - считает Остарков.
На исправление проекта у авторов есть как минимум пять месяцев. На первое чтение новый КоАП было решено вынести после федеральных парламентских выборов, которые должны состояться 18 сентября. Напомним, ранее планировалось рассмотреть документ в Госдуме в текущей сессии. Как рассказал один из авторов кодекса, глава комитета нижней палаты по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, перед разработчиками стоит задача «не соблюдение сроков, а более глубокая профессиональная задача». На выполнение этой задачи необходимо время, пояснил Плигин.