Правительственная Комиссия по законопроектной деятельности 21 ноября одобрила законопроект проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом предлагается установить административную ответственность должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение госконтроля (надзора), органов местного самоуправления, исполняющих функции муниципального контроля, а также государственных или муниципальных учреждений, на которые возложены контрольные функции, за несоблюдение требований законодательства о государственном и муниципальном контроле. Речь идет о невнесении или внесении с нарушением сроков и/или внесении неполной (недостоверной) информации о проверке в единый реестр проверок.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 19.61 КоАП РФ правонарушениях» внесен Минэкономразвития во исполнение поручения Президента России, данного по итогам совещания с членами Правительства 22 июля 2016 года (№Пр-1596 от 11 августа 2016 года, подпункт «а» пункта 2). Правительству совместно с Генеральной прокуратурой тогда было поручено обеспечить внесение в КоАП изменений, предусматривающих введение ответственности за невнесение информации о проверках в единый реестр проверок, являющийся федеральной государственной информационной системой, а также за нарушение порядка и сроков внесения такой информации.
Данный законопроект направлен на повышение эффективности в сфере государственного и муниципального контроля, стимулирование должностных лиц органов власти к надлежащему исполнению своих обязанностей, предупреждение совершения новых подобных правонарушений.
Законопроект в скором времени будет рассмотрен на заседании Правительства.
Отметим, что на рассмотрении Госдумы в данный момент находится законопроект, который также предполагает внесение изменений в статью 19.6.1 Кодекса. Его инициатором является Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан. В пояснении к проекту отмечается, что в данный момент статьей 19.6.1 КоАП установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Непредставление указанными должностными лицами акта о проведенной проверке, наряду с иными незаконными действиями, образует состав административного правонарушения в соответствии с частью 1 указанной статьи. Между тем, непредставление акта о проведенной проверке как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле одновременно образует и состав административного нарушения по части 2 указанной статьи, что создает неопределенность правового регулирования и предпосылки коррупционных проявлений.
«Учитывая изложенное, предлагаем в части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях слова «непредставление акта о проведенной проверке» исключить. Кроме того, перечень грубых нарушений в сфере государственного, муниципального контроля установлен частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом отдельные грубые нарушения законодательства не предусмотрены диспозицией части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях в части защиты законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общества и государства», - поясняют инициаторы.
В связи с этим, предлагается дополнительно установить в части 2 статьи 19.6.1 Кодекса административную ответственность за нарушение срока уведомления о проведении проверки, требование документов, не относящихся к предмету проверки, участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.
Напомним, согласно Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в действующей редакции), под государственными функциями по контролю и надзору понимаются:
- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.