Результаты контрольно-надзорной деятельности в сфере связи в 2015 году накануне представил Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Иванов Олег. Доклад был презентован на расширенном заседании коллегии Роскомнадзора.
По словам Иванова, всего в прошлом году было проведено 8169 внеплановых проверок лицензиатов (63% от общего количества контрольных мероприятий); 2742 плановых мероприятия систематического наблюдения (21%), 1125 плановых проверок (9%), 849 внеплановых мероприятий систематического наблюдения (7%).
Вместе с тем было отмечено, что число плановых проверок лицензиатов сократилось более чем на треть (на 37%), а плановых мероприятий систематического наблюдения - на 18%.
Помимо прочего, была представлена статистика выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля и надзора. В прошлом году на том, что услуги связи оказывались без лицензии, были пойманы 15 организаций. Это чуть больше, чем в 2014-м (13 организаций). Количество лиц, применявших неразрешенные для использования радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (РЭС и ВЧУ), составило 422 человека (до этого было почти столько же - 425). Было обнаружено 7265 неразрешенных для использования РЭС и ВЧУ (7224 в 2014-м). Обязательные требования были нарушены 12388 раз, тогда как в 2014 было выявлено 11761 нарушение.
Предписания об устранении выявленных нарушений получили 7028 лицензиатов (7201); предупреждения о приостановлении действия лицензии - 735 (1253). Всего в 2015 году было вынесено 46723 решения (постановления) о наложении административных наказаний (39226). Сумма административных штрафов составила 255 млн рублей (в 2014-м 229 млн рублей).
Также замруководителя Роскомнадзора рассказал об осуществлении контроля за соблюдением операторами связи требований 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенным ресурсам в сети Интернет в 2015 г. В прошлом году 860 провайдеров из 2870 стали эксплуатировать программно-аппаратный комплекс «Ревизор», который контролирует исполнение операторами связи требований о блокировке запрещенных ресурсов, внесенных в особый реестр Роскомнадзора. В текущем году будет представлена обновленная версия сертифицированной автоматической системы. По словам представителя Роскомнадзора, утилита «Ревизор» до конца текущего года всем будет установлена всем без исключения операторам связи. В случае выявления нарушений полученные данные будут представлены в суде как доказательства противоправных действий.
Напомним, согласно Постановлению правительства № 1101 (от 2012 года) «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской РФ запрещено», каждый лицензированный оператор связи должен «производить ежедневно выгрузку информации и сетевых адресов, служащих для идентификации сайтов, из Единого реестра доменных имен, а также ограничивать доступ к таким сайтам своим абонентам». За нарушение порядка выгрузки, а значит и за нарушение правил лицензирования, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по ст. 14.1, ч. 3 КоАП (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Максимальное наказание для юрлиц по этой статье - 40 тыс. рублей.
Также на расширенном заседании коллегии Роскомнадзора было сказано, что во 2-м кв. 2016 г. планируется разработать и представить на утверждение проект акта Роскомнадзора по передаче части функций Управления разрешительной работы в сфере связи и Управления контроля и надзора в сфере связи в радиочастотную службу. В 3 кв. будут разработаны требования к интернет-порталу Роскомнадзора по приему заявлений в электронной форме на получение разрешительных документов в сфере связи (присвоение радиочастот, получение позывного РЭС, регистрация РЭС), определен порядок финансирования данных работ и подготовлена документация для проведения конкурсных процедур.