Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики 27 сентября 2016 года отменил приказ Министерства здравоохранения КЧР, которым была аннулирована лицензия аптеки, принадлежащей ООО «Гиппократ». Компания заявляла, что действия по отмене ранее выданного приказа о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности являются незаконными, и что такие действия лицензирующего органа противоречат норма Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В свою очередь, представитель Минздрава просил в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что лицензирующий орган не мог предпринять иных действий, получив информацию о фиктивности сведений о получении фармацевтом высшего образования по специальности «Фармация» лишь после фактической выдачи заявителю лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Компания обратилась за лицензией в Министерство летом 2014 года. Среди представленных документов были, в том числе, трудовой договор со специалистом-провизором и выданный ей Пятигорской государственной фармацевтической академией диплом. Проверяющие подделку документа не заметили и приняли решение о предоставлении заявителю лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Она была получена компанией в сентябре. С момента получения лицензии в качестве основного вида деятельности заявитель приступил к фактическому осуществлению фармацевтической деятельности.
Однако уже через неделю от образовательного учреждения было получено сообщение, что такой такой провизор в числе выпускников не значится и ВУЗом ей диплом не выдавался. В конце сентября, через 2,5 недели от дня выдачи лицензии, Министерство отменило ранее изданный приказ о предоставлении заявителю спецразрешения на осуществление фармацевтической деятельности.
При разборе дела суд обратил внимание, что ни в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ни в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, а также в иных приведенных Министерством правовых актах не содержится норм, предусматривающих возможность отмены лицензирующим органом приказа (распоряжения) о предоставлении лицензии (в том числе, на осуществление фармацевтической деятельности) после регистрации лицензии в реестре и ее фактической выдачи лицензиату.
Порядок и основания приостановления, прекращения действия и аннулирования лицензии предусмотрены нормами статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Так, действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 13 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:
1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Установленный законами порядок аннулирования лицензии был нарушен. Поддельный диплом - это основание для отказа в выдаче лицензии, но не для ее аннулирования. Также Министерством не были приняты по поступившему сообщению о фиктивном дипломе необходимые меры: не была проведена надлежащая проверка деятельности фармацевта в аптеке заявителя, не выдавались Министерством заявителю какие-либо предписания по факту данного правонарушения. Также не были представлены суду и материалы (акты, протоколы и т.п.) по привлечению заявителя и его руководителя к административной ответственности.
Оценив представленные в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу, что изданием приказа от Министерство подменило судебный порядок аннулирования лицензии, фактически попытавшись прекратить действие выданной заявителю лицензии на осуществление фармацевтической деятельности своим внутренним распорядительно-властным документом, то есть оспариваемым приказом попыталось подменить судебный акт. При всех обстоятельствах суд соглашается с выводом компании «Гиппократ» о недействительности приказа Министерства.
«Оспариваемым ненормативным правовым актом Министерства созданы необоснованные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ установил императивный порядок действий лицензирующего органа по приостановлению, прекращению действия, аннулированию ранее выданной лицензии, который не был соблюден Министерством до издания оспариваемого приказа», - делает вывод суд.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.