С 2011 года количество подставных фирм-«однодневок» сократилось почти в 6 раз до 309,5 тысяч. Это 7,3% от общего числа юрлиц. По данным Федеральной налоговой службы, в 2011 году число таких фирм составляло 1,8 млн или около 40%, в 2016 году - 1,6 млн, в 2017-м - 1,2 млн, в начале 2018 года - 528,2 тысячи. Основной вклад в борьбу с фиктивными компаниями за последние несколько лет внесли меры, реализованные Федеральной налоговой службой совместно с Центробанком, Росфинмониторингом, Минэкономики, Минюстом, Минфином и правоохранительными органами.
«Всем выйти из тени»
Среди предпринятых мер - недавние поправки в Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно действующей с 1.09.2017 года редакции закона, юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, если в реестр внесена запись о недостоверности сведений о юрлице, и эта запись сохраняется в ЕГРЮЛ более шести месяцев с момента внесения.
Теперь, обнаружив компанию с признаком фиктивности, налоговые органы имеют право в реестр запись о недостоверности адреса, места нахождения юридического лица, его руководителе или учредителе, и через полгода сведения о такой компании могут быть исключены из реестра. Таким образом с начала 2018 года из ЕГРЮЛ было исключено более 240 тыс. недействующих компаний, 150 тыс. записей о недостоверности данных о компаниях внесено в реестр, а общая доля компаний с признаками фиктивности снижена более чем на 30%.
Напомним, что согласно Письму ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84, налоговые органы определяют фиктивную фирму, как юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность и зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации. Кроме того, налоговые органы могут отказывать в регистрации лицам, которые в течение последних трех лет были причастны к деятельности юрлиц, нарушивших законодательство. К ним относятся совладельцы и директора брошенных с задолженностью или указавших недостоверные сведения компаний (ст. 23 закона № 129-ФЗ).
Еще одним фактором улучшения статистики стало требование ЦБ к банкам проверять всех клиентов на наличие признаков фиктивности и затем включать сомнительные компании в черные списки. Банк, обнаруживший среди клиентов организацию, которая используется владельцами для обналичивания денежных средств, оптимизации налогов или незаконного возмещения НДС из бюджета или перевода денег за рубеж, должен прекратить ее облуживание и уведомить об этом органы финансового контроля.
С компьютером не поспоришь
К числу эффективных мер борьбы с подставными компаниями относится также внедрение автоматизированной системы контроля за возмещением НДС: АСК НДС, которая действовала с 2013 года, и ее доработанной версии АСК НДС-2, введенной в 2015 году. Система позволяет в режиме реального времени сопоставлять сведения из отчетности налогоплательщика с данными его поставщиков и покупателей и тем самым выявлять «серые схемы» и их участников, на которых приходится большая часть нелегальной налоговой оптимизации.
Если в этой цепочке будут выявлены расхождения, и компания в 5-дневный срок не может пояснить их источник, то в дело вступает налоговая служба. По данным ФНС, возможности системы позволили сразу после ее введения найти несоответствия в цепочке платежей у каждой десятой компании и потребовать возмещения налоговой недостачи. За первый квартал 2018 года, по сведениям налоговиков, даже без проведения проверок с участием инспекторов система позволила собрать в федеральный бюджет 12 млрд рублей, что в 1,8 раз больше, чем за январь-март 2017 года. В планах ФНС - синхронизировать работу программы с базами таможенной службы, ЦБ РФ и Росфинмониторинга.
Личная ответственность
Отметим, что расплачиваться за деятельность «однодневки» придется не только юридическому, но и физическому лицу, предоставившему свой паспорт для регистрации подставной организации. По данным, опубликованным ФНС на сайте журнала «Налоговая политика и практика», за незаконное использование документов нарушителям грозят значительные штрафы и более серьезные наказания:
- За незаконное использование персональных данных другого лица для внесения в реестр ЕГРЮЛ недостоверных сведений, предусмотрен штраф от 300 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет. Для тех, кто предоставил свой паспорт или выдал доверенность, которые будут использованы для внесения в ЕГРЮЛ, предусмотрен штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей (ст. 173.2 УК РФ).
- Образование, создание, реорганизация юрлица через подставных лиц, предоставление в налоговую инспекцию данных о подставных лицах для внесения сведений в ЕГРЮЛ карается штрафом до 500 тыс. рублей или лишением свободы сроком до пяти лет (ст. 173.1 УК РФ).
- Предоставление в налоговый орган заведомо ложных сведений грозит штрафом до 300 тыс. рублей либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом до 10 тыс. рублей (п.1 ст. 170.1 УК РФ).
- За представление недостоверных либо заведомо ложных сведений должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 10 тыс. рублей или дисквалифицированы на срок до трех лет (п.4, 5 ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях). Результатом таких действий может стать также задолженность по налогам перед бюджетом, что влечет налоговую ответственность.
Руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин:
«Мы продолжаем активно исключать из реестра брошенные компании. В 2016–2017 годах исключено более 1,2 млн таких компаний. Помечаем оставшиеся компании-«однодневки» в реестре юридических лиц специальной записью, чтобы все видели, что информация по этим компаниям указывает на недостоверность сведений о них. Эту информацию используют другие ведомства, банки, контрагенты.
В результате нашей работы снизился уровень компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, с 23% в 2016 году до 10% на сегодня. Это по любым меркам неплохие цифры».