1 октября 2014 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, которые вносят изменения в права на результаты интеллектуальной деятельности. Соответствующий федеральный закон был принят 12 марта 2014 года.
В частности, было изменено соотношение интеллектуальных и вещных прав. Также теперь, при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения (если не предусмотрено иное). Это же правило распространяется также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.
Новыми правилами установлено, что нормы Гражданского кодекса РФ о праве собственности и других вещных правах по общему правилу не применяются к интеллектуальным правам.
Те, кто распоряжаются исключительными правами совместно, теперь имеют право заключать соглашение, регламентирующее порядок использования. Порядок распоряжения указанным правом можно установить в соглашении правообладателей. Доходы от совместного пользования распределяются между правообладателями только в равных долях, тогда как ранее стороны могли прописывать в соглашениях иное.
Для регистрации отчуждения или залога исключительного права требуется регистрировать не договор, а само отчуждение или залог. То же самое касается и предоставления права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по договору.
Основанием для государственной регистрации с октября стало заявление, в котором содержатся намерения отчуждения исключительного права; залога исключительного права; а также предоставления другому лицу права использования объекта интеллектуальной собственности. Причем, что касается отчуждения, права признаются перешедшими именно в тот момент, когда они были зарегистрированы.
Для регистрации договора, если заявление было подано одной из сторон, необходимо представить один документ на выбор: сам договор, уведомление о состоявшемся распоряжении исключительным правом, подписанное сторонами или выписку из договора, удостоверенную нотариусом. То же самое правило можно применять и для распоряжения исключительными правами на средства индивидуализации и отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности, а также средств индивидуализации.
Со дня вступления поправок в силу, правообладатель наделяется правом отказаться от договора об отчуждении исключительного права только при существенном нарушении приобретателем обязанности по выплате вознаграждения. До этого, для одностороннего отказа правообладателя от договора, достаточно было лишь простого нарушения обязанности по оплате, но только если исключительное право к приобретателю еще не перешло. Отметим, что пока критерии существенного нарушения не определены.
Правообладателю теперь запрещено использовать результат интеллектуальной деятельности, в отношении которого он предоставил исключительную лицензию. Однако стороны могут изменить это положение, изменив соответствующим образом лицензионный договор. До этого правообладатель не мог передавать право использования результата интеллектуальной деятельности иным лицам. Все то же самое касается и средств индивидуализации.
Под ретрансляцией в обновленном ГК понимается прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи (вещания) или ее существенной части, передаваемой организацией эфирного или кабельного вещания. До вступления Закона в силу, в Гражданском кодексе РФ упоминалась ретрансляция произведения как способ передачи произведения в эфир или по кабелю, однако содержание этого термина не раскрывалось.
Запись произведения не признается его воспроизведением, то есть не является нарушением исключительного права на произведение, если запись прозвучала краткосрочно, носила временный или случайный характер, является неотъемлемой и существенной частью технологического процесса, единственная цель которого – правомерное использование произведения или передача его информационным посредником в информационно-телекоммуникационной сети (например, передача произведения хостинг-провайдером в сети Интернет). При этом запись не должна иметь самостоятельного экономического значения. Отметим, что все эти условия должны быть соблюдены одновременно.
Без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, разрешено цитирование правомерно обнародованных произведений, в частности, в целях раскрытия творческого замысла автора. Осталась возможность публичного исполнения правомерно обнародованных произведений без цели извлечения прибыли в живом исполнении, в частности, в образовательных, медицинских организациях силами их сотрудников и лиц, обслуживаемых этими организациями; записи на электронном носителе (в «память» компьютера), и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
На произведения литературы, науки и искусства теперь можно получать открытые лицензии. Они предполагают получение прав их использования в пределах, которые предусмотрены договором. Открытая лицензия является договором присоединения и ее условия распространяются на неопределенный круг лиц. Как правило, она должна быть безвозмездной, однако разрешается передача прав по открытой лицензии и на возмездной основе. Правообладатель может отказаться от этого договора в одностороннем порядке при условии, если лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование принадлежащего лицензиару произведения, либо на использование нового результата интеллектуальной деятельности, созданного лицензиатом на основе этого произведения, за пределами прав и (или) на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией. Срок действия открытой лицензии (за исключением компьютерных программ и баз данных, у которых срок равен сроку действия исключительного права) составляет пять лет.
Помимо прочего, законодательно было закреплено, что правообладатель может предоставить лицензиату право использовать произведение для создания нового произведения.
Работодатели получили право использовать служебные произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии в случае, если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору по условиям трудового или иного договора между работодателем и работником. Также работодатель может использовать служебное произведение только на условиях простой лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения. Условия использования прописываются в соответствующем договоре.
Это правило также распространяется и на ряд иных результатов интеллектуальной деятельности.
Что касается патентного права, теперь в нем содержится открытый перечень объектов, которые не являются изобретениями и полезными моделями. Ранее открытый перечень содержался в Патентном законе РФ от 23.09.1992 N 3517-1, позднее в закрытом виде был опубликован в четвертой части ГК РФ.
По новым правилам, касающихся промышленного образца, охраняется внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (п. 1 ст. 1352 ГК РФ), а также был увеличен перечень характеристик, которые, помимо прочего, могут считаться его существенными признаками. Признаки, обусловленные исключительно технической функцией изделия, перестали числиться охраняемыми признаками промышленного образца.
В новой редакции ГК РФ появилось уточнение относительно того, как именно определить творческий характер промышленного образца.
Поданные ранее заявки на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и заявки на государственную регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания будут учтены при установлении новизны и оригинальности промышленного образца (до этого только новизны).
Предельный срок подачи заявки в Роспатент в случае раскрытия информации о промышленном образце был увеличен с 6 до 12 месяцев, отсчитываемых со дня раскрытия информации. Также были изменены требования к госрегистрации промышленных образцов. В частности, было исключено требование предоставлять перечень существенных признаков промышленного образца при подаче заявки. Был уточнен перечень объектов, которые не охраняются в качестве промышленных образцов. К ним теперь отнесены решения, способные ввести в заблуждение потребителя изделия.
К зависимым объектам патентных прав отнесены изобретения, полезная модель, промышленный образец, использование которых в продукте или способе невозможно без охраняемых патентом других изобретений, полезной модели или промышленного образца, имеющих более ранний приоритет. Использование зависимых изобретений, полезной модели или промышленного образца возможно лишь с разрешения обладателя патента на объекты патентного права, по отношению к которым они являются зависимыми.
Зависимыми являются следующие изобретения:
– охраняемое как применение по определенному назначению продукта, в котором используется охраняемое патентом другое изобретение с более ранним приоритетом;
– изобретение или полезная модель, относящиеся к продукту или способу, формула которого отличается от формулы других, ранее запатентованных изобретения или полезной модели, имеющих более ранний приоритет, только назначением продукта или способа.
Согласно изменениям в ГД, допускается преобразование заявки на изобретение как в заявку на полезную модель, так и в заявку на промышленный образец. Правом на преобразование заявитель может воспользоваться до публикации сведений о заявке, но не позднее даты принятия решения о выдаче патента на изобретение, об отказе в его выдаче или о признании заявки отозванной (то есть до того, как будет исчерпана возможность подачи возражения против этого решения). Отметим, что заявку на полезную модель можно преобразовать в заявку на изобретение или на промышленный образец, а заявку на промышленный образец – в заявку на изобретение или на полезную модель. Чтобы это произошло, заявителю надо обратиться в Роспатент до даты принятия решения о выдаче патента (в случае принятия решения об отказе в выдаче патента или о признании заявки отозванной до того, как будет исчерпана возможность подачи возражения против этого решения).
Среди способов использования организациями своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, появился новый – размещение в сети Интернет. Помимо этого, были уточнены последствия использования фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другой организации или сходного с ним до степени смешения. Запрет такого использования действует в ситуациях, когда организации осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юрлица было включено в ЕГРЮЛ раньше, чем фирменное наименование первого ЮЛ. Нарушитель должен прекратить использование фирменного наименования, а также изменить свое фирменное наименование и возместить причиненные убытки. Помимо этого, из обновленного ГК были искючен запрет на использование в фирменном наименовании юрлица полных или сокращенных наименований международных и межправительственных организаций.
Были обозначены требования к содержанию лицензионного договора о предоставлении права использования товарного знака. С 1 октября в этот договор должны включаться:
– условия лицензионного договора: 1) предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);
2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
- перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака.
С этого месяца обладатель исключительного права на товарный знак может передать по лицензионному договору право использования товарного знака в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.
Нововведениями было уточнено понятие секрета производства (ноу-хау). Секретом производства теперь признаются сведения о результатах интеллектуальной деятельности только в научно-технической сфере.
Также было определено, что им не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена в законе или ином правовом акте. Применение режима коммерческой тайны, по новым правилам, возможно как в отношении секретов производства, так и сведений, которые обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам, но только в случае если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.