Лицензирование – это государственная
функция, которая представляет собой выдачу специального разрешения,
позволяющего предпринимателям осуществлять конкретный вид деятельности (выполнять
работы, оказывать услуги, подлежащие лицензированию). Об этом в своем докладе
напомнили в Минэкономразвития.
По общему правилу лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом в настоящее время лицензированию подлежат также виды деятельности, при осуществлении которых риск причинения указанного ущерба, как правило, отсутствует.
Лицензирование отдельных сфер
экономики регламентировано Федеральным законом № 99 «О лицензировании отдельных
видов деятельности», а также рядом отраслевых законов, которые устанавливают
дополнительные цели, принципы, состав административных процедур лицензирования
и порядок их осуществления.
Федеральный закон № 99 установил,
что для осуществления 52 видов деятельности необходима лицензия. При этом законодатель предусмотрел 14 видов деятельности, на которые требования
Закона № 99 не распространяются (полный перечень представлен в Таблице № 1).
Кроме того, положения этого законодательного акта не распространятся на отдельные хозяйственные сделки, действия либо операции, также подлежащие лицензированию: лицензирование приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему; лицензирование пользования недрами; лицензирование в сфере внешней торговли товарами; лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями (Таблица 2).
В докладе Минэкономразвития говорится о том, что в 2018 году лицензирование было введено в следующих сферах (лицензирование осуществляется в соответствии с Законом № 99):
Кроме того, Федеральным законом № 386 от 30 октября 2018 «О внесении изменений … в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» лицензируемая ранее «деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» была заменен на «деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (вступило в силу с 1 марта 2019).
Лицензирование осуществляется
федеральными органами исполнительной власти (в том числе их территориальными
органами), Банком России, Госкорпорацией «Росатом» и Госкорпорацией
«Роскосмос». Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с собственными полномочиями осуществляется лицензирование 3 видов
деятельности:
Кроме того, лицензирование в 5
сферах деятельности (медицинская, фармацевтическая, образовательная,
деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, деятельность по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I
- IV классов опасности) осуществляется субъектами Российской Федерации (последний
вид деятельности – одним субъектом). А, вот, органы местного самоуправления полномочиями лицензирующих
органов не обладают.
При лицензировании 52 видов
деятельности в соответствии с Законом № 99 применяются полностью
унифицированные процедуры, в том числе касающиеся перечня предоставляемых
документов, порядка предоставления лицензий, их переоформления,
приостановления, возобновления действия и аннулирования, организации и
проведения лицензионного контроля, ведения реестров выданных лицензий и формирования
открытых и общедоступных информационных ресурсов о лицензировании, применения
электронного документооборота, осуществления отчетности о лицензировании,
оценки ее эффективности и результативности.
В Минэкономразвития полагают, что
анализ лицензирования в сферах деятельности, не подпадающих под действие Закона
№ 99, позволяет сделать выводы о существенном несовпадении положений, установленных
отраслевыми законодательными актами, с базовым законом. В Министерстве заявили,
что необходимо повысить универсальность Закона № 99 посредством распространения
его требований на все виды лицензионной деятельности.
АО «РИНФИН» оказывает юридическую
помощь в получении различных
лицензий. У нас Вы можете приобрести уже готовые фирмы с
лицензиями.