Представим следующую ситуацию. Компания осуществляет деятельность по заготовке лома черного или цветного металла. Металлолом приобретается у граждан в специализированном пункте приема-передачи. Лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черного или цветного металла предприятие обладает. А вот нужна ли данной организации лицензия на сбор, обработку, транспортировку, обезвреживание, размещение и утилизацию отходов?
Если компания обладает лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черного или цветного металла, то дополнительной лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV класса опасности — не требуется, за исключением случая, если предприятию необходимо произвести, например, захоронение металлолома. И судебная практика об этом свидетельствует.
Напомним, для осуществления заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов необходимо получить лицензию.
Также лицензия необходима для ведения деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности.
Об этом свидетельствуют ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При этом лом и отходы черных и цветных металлов отнесены к опасным отходам III, IV, V классов опасности.
Тем не менее, прямого указания на необходимость получения лицензии на размещение отходов при закупке лома в действующем законодательстве нет. Косвенно данный вопрос затрагивает Письмо Минэкономразвития России от 26.06.2011. Заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Е.В. Ковтун отмечает, что «лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов I–IV класса опасности не дает права осуществлять деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов». Также согласно данному документу лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов, не предоставляет права заниматься сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением отходов I–IV класса опасности.
Поддерживает эту позицию и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по делу № А79-6790/2016 «О признании незаконным решения надзорного органа в сфере природопользования». Суд обозначил, что при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов нет необходимости одновременного оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению опасных отходов (I–IV классов опасности).
Обусловлено это тем, что данная деятельность представлена как отдельный лицензируемый вид. В таком случае, необходимость получения нескольких лицензий на осуществление одного и того же вида лицензируемой деятельности действующим законодательством РФ не предусмотрена. Вместе с тем лицензия на лом металлов не охватывает право размещать лом черных и цветных металлов в виде захоронения, а значит, для этой деятельности необходимо получать лицензию на обращение с опасными отходами.
Принимая во внимание прецеденты судебной практики, получается, что предприятию при закупке лома получать дополнительную лицензию не требуется. Тем не менее, если проверяющие инстанции будут придерживаться иного мнения, всё же существует риск, что подобную точку зрения компании придется доказывать в процессе судебных разбирательств.
Подробную информацию о получении лицензии на черные и цветные металлы, а также о получении лицензии на отходы — вы можете узнать у специалистов АО «РИНФИН».