Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» была дополнена новой частью члены всех саморегулируемых организаций обязаны самостоятельно вносить сведения о своем членстве в СРО, а также информацию об их исключении из СРО в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ, или ЕФРС).
Эти поправки были внесены Законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Единый реестр был запущен с целью защиты прав кредиторов. Он позволяет найти полную информацию о своем контрагенте. Глобальная цель проекта — создание портала корпоративной информации для информирования заинтересованных лиц о происходящих в компании существенных событиях, влияющих на взаимоотношения с такой компанией.
Данные ЕФРС позволяют:
Состав данных, публикуемых членами СРО:
Отдельный тип сообщения — сведения о прекращении членства в СРО. Раскрытию подлежит тот же набор сведений, только вместо даты вступления в СРО необходимо указать дату прекращения членства.
Важное уточнение. Действие закона не распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона № 360-ФЗ обязанность вносить сведения о вступлении в СРО/прекращении членства СРО возникает у членов саморегулируемой организации с 1 октября 2016 года. Проще говоря, лица, вступившие в саморегулируемую организацию до 1 октября 2016 года, не обязаны вносить о себе информацию. В случае прекращения членства в СРО лицом, который до момента вступления в силу нововведения являлся членом, сведения о прекращении деятельности в саморегулируемой организации такого лица — подлежат внесению в реестр.
Порядок внесения сведений в Реестр определен ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «Порядком формирования и ведения единого федерального реестра», утвержденным приказом Минэкономразвития от 05.04.2013 № 178. Сведения подлежат внесению в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вступления в силу решения о принятии в СРО.
Операторы ЕФРС:
Оператором Единого федерального реестра является ЗАО «Интерфакс». Оператор обеспечивает размещение сведений в Интернете не позднее одного рабочего дня после оплаты. Сведения вносятся пользователями посредством электронного сообщения с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом сайта реестра. Сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. То есть для регистрации на сайте нужно оформить у оператора телекоммуникационных каналов связи ключ электронно-цифровой подписи (ключ ЭЦП). В России существует более 200 удостоверяющих центров для регистрации электронной подписи.
Альтернативным вариантом внесения данных является внесение в реестр сведений через нотариуса. В этом случае в опубликованном сообщении появляется отметка, что информация внесена специалистом нотариального органа. Публикация сообщения происходит после того, как член СРО или бывший участник партнерства оплачивает внесение сведений, то есть как и в случае с ЭЦП. Также потребуется оплата нотариальных действий.
Наша компания оказывает помощь по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений, в том числе открытию электронно-цифровой подписи для внесения данных сведений в Федреестр.
Стоимость публикации сведений в ЕФРС складывается из следующих платежей:
Переход из одной саморегулируемой организации в другую СРО в связи с изменением места регистрации организации — является обязательным поводом для предоставления данных в ЕФРС. Данный вопрос урегулирован той же ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», согласно которой обязательному раскрытию в Реестре подлежат сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства). Обязанность не ставится законодателем в зависимость от основания прекращения членства в саморегулируемой организации.
Не подлежат внесению сведения о переходе, если такой переход осуществляется между филиалами одной и той же СРО.
В соответствии с п. 10 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» оператор Реестра откажет во внесении сведений, если член СРО/бывший участник СРО не произвел оплату размещения сведений (госпошлины). Это в равной степени относится как к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателем, так и физическим лицам.
Обращаем внимание, что статьей 14.25 КоАП установлена административная ответственность за несвоевременное представление сведений, а также за непредставление или представление недостоверных или заведомо ложных сведений в Единый федеральный реестр.
Административная ответственность была введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ.
Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — гласит, что:
Помимо этого, нераскрытие и недостоверность предоставленных данных повлечет и гражданско-правовую ответственность. А именно — обязанность возместить убытки, причиненные использованием недостоверной информации или в связи с нераскрытием информации.
Органами, которые имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях в данной области, являются Прокуратура и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Отметим, что Росреестр при этом не является контролирующим органом. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.25 КоАП, рассматривает суд. Срок давности для привлечения к ответственности по этой статье — 2 года.
Отметим, что на сегодняшний день практики по привлечению к административной ответственности по указанной статье пока немного. По словам оператора реестра, почерпнуть информацию о привлечении за такие нарушения можно в похожих делах, возбужденных по ч.3 ст. 14.13 КоАП «Неправомерные действия при банкротстве».