Оформим вступление в СРО за 1 день!
Поможем вступить в СРО в короткие сроки — оказываем консалтинговую помощь для вступления в СРО строителей, СРО изыскателей, СРО проектировщиков. Наши клиенты становятся членами СРО в течение дня с момента оформления необходимых документов и перечисления обязательного взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Наши специалисты возьмут на себя большой объем бумажной работы, гарантируя при этом экономию вашего времени. По индивидуальному запросу можем оказать помощь со вступлением в иные виды СРО.
Чтобы получить допуск СРО, вам потребуется перечень соответствующих документов. В их числе — свидетельства о повышении квалификации, которые специалистам необходимо получать раз в 5 лет со дня получения диплома об образовании. Подавляющее большинство организаций забывает вовремя оправить своих сотрудников на курсы повышения квалификации и вспоминает об этом, только когда необходимо получить пройти плановую проверку.
Организуем повышение квалификации сотрудников для вступления в СРО:
Если необходимо провести обучение специалистов — сроки сдвигаются на время обучения. Подробнее — в разделе Повышение квалификации.
Время:
Деньги:
Консультации:
Специалистам:
* Стоимость услуг по вступлению в СРО для работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах зависит от количества видов работ и их сложности, необходимости повышения квалификации специалистов, оформления сертификата ИСО по контролю качества выполняемых работ.
СРО — это саморегулируемые организации, которые делятся по направлениям деятельности: строительство, инженерные изыскания, проектирование и пр. В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 315 от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которую осуществляют субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за их соблюдением.
Зачем вступать в СРО на строительном рынке? Чтобы получить возможность работать и зарабатывать в строительной сфере, компаниям необходимо вступить в отраслевую СРО, тем самым получив допуск к работам в отрасли. На данный момент это правило не распространяется на малоэтажное строительство, однако в последнее время идея подчинить саморегулированию и стройку одно-трехэтажных зданий и сооружений обсуждается всё чаще на самых различных уровнях.
Самая популярная причина для вступления в саморегулируемую организацию — потенциальное получение государственного заказа или участие в тендере. Значительная часть строительных компаний предпочитает заранее оформить членство в СРО, чтобы не заниматься этим в экстренном порядке. Хотя ускоренное вступление в СРО не является проблемой.
Согласно ст. 5 ФЗ № 315 от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях» членство в СРО может быть добровольным или обязательным. При этом организация может являться членом только одной саморегулируемой организации соответствующего вида.
Согласно действующему законодательству обязательное членство в СРО не требуется:
Обязательное членство в саморегулируемых организациях установлено в следующих отраслях:
В обязательном порядке в СРО должны состоять практически все участники строительного комплекса. К ним относятся:
Членство в СРО подтверждается выпиской из Реестра членов СРО.
Саморегулируемая организация может использовать следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов:
В первом случае размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год. Во втором — компенсационный фонд первоначально формируется строго в денежной форме из взносов членов в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена (ч. 2 ст. 13 ФЗ № 315).
Федеральными законами могут быть установлены иные требования к формированию и размещению компенсационного фонда СРО, его минимальному размеру, страхованию ответственности членов саморегулируемой организации. Доход, полученный от размещения компфонда, направляется на его пополнение и покрытие расходов, связанных с его размещением. В настоящее время некоторые Национальные объединения СРО активно лоббируют законопроект о передаче данных средств в бюджет этих Нацобъединений.
Дополнительная информация:
Средства компенсационного фонда не могут быть использованы для погашения обязательств самой СРО. Выплаты из компенсационного фонда могут быть произведены только в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров, работ, услуг.
Возврат взносов членам СРО запрещен. Но законодатель указал на причины, в соответствии с которыми допускается перечисление средств компенсационных фондов отраслевых СРО. Согласно ч. 4 и 5 ст. 55.16 ГрК РФ допускается:
Согласно ч. 14 ст. 3.3 ФЗ № 191 от 29.12.2004 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» лица, прекратившие свое членство в строительной СРО в связи с переходом в саморегулируемую организацию своего субъекта, могут в течение года подать в СРО, членом которой являлись, заявление о переводе средств, внесенных в компфонд, в компфонд новой СРО. Для СРО строителей такое право также включено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 12 ст. 14.1 ФЗ № 244 от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» СРО организаторов азартных игр в букмекерских конторах и организаторов азартных игр в тотализаторах определяют условия использования компенсационного фонда и правила возврата взносов, в случае прекращения их членства.
Согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ при снижении размеров компенсационных фондов ниже минимальных (определяемых с учетом количества членов и уровня их ответственности по обязательствам) лица, по вине которых произведены выплаты, и другие члены СРО в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях его увеличения до минимального размера.
Допуски СРО к работам после 2017 года:
С 01.07.2017 года подтверждение членства в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей осуществляется в виде Выписки из реестра членов СРО. Допуск СРО представляет собой право выполнения определенных видов работ, в зависимости от объектов, в отношении которых организация планирует вести деятельность. В Выписке из реестра членов СРО указывается, на каких объектах организация имеет право выполнять работы:
Член СРО имеет право обратиться в СРО с заявлением и расширить виды работ. От видов работ зависят требования к членам СРО.
Выдача свидетельств о допуске к работам в 2009-2017 годах (допуск СРО):
С 2010 года работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, могли проводить только члены СРО — строительной, проектировочной или изыскательской — с действующим свидетельством о допуске к выполнению соответствующих работ. Выдача свидетельств осуществлялась с 01.01.2009 до 01.07.2017. Свидетельство о допуске к работам от СРО — это документ, подтверждающий наличие права на выполнение работ в строительной сфере, ранее выдаваемый СРО в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях, СРО энергоаудиторов.
Правительство тогда установило минимальные требования к выдаче таких допусков, а упраздненное в 2014 году Минрегионразвития определило перечень работ, по которым требуется допуск СРО (Приказ Минрегиона № 624 от 30.12.2009). Действие допуска могло быть приостановлено или прекращено саморегулятором. Таким образом, саморегулируемые организации применяли меры дисциплинарного воздействия к своим членам за нарушение внутренних стандартов и правил, разработка которых является обязательной.Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей, а также обязанность ведения Государственного Реестра этих СРО возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Деятельность указанных саморегуляторов регламентирована ФЗ № 315, Градостроительным кодексом РФ (в особенности главой 6.1), рядом постановлений и приказов органов исполнительной власти. Законодатель систематически вносит изменения в соответствующие законодательные акты с целью оптимизации института, а представители профессионального сообщества стремятся участвовать в разработке новых поправок.
Так, в ноябре 2015 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 938845-6, ставший Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ФЗ-372 во многом изменил правила игры в строительном саморегулировании, отменил выдачу бумажных свидетельств о допуске к выполнению работ, ввел региональный аспект членства в строительных СРО: строительная компания может вступить только в СРО, зарегистрированную в том же субъекте, что и сама компания. Исключение — если в регионе нет соответствующей СРО.
Компенсационные фонды СРО в строительной сфере:
Указанный выше закон снизил минимальный взнос члена в компенсационный фонд (у строителей — с 300 тысяч до 100 тысяч, у проектировщиков и изыскателей — со 150 тысяч до 50 тысяч), однако регламентировал создание компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (распространяется на договора, заключенные на конкурсной основе).
Таким образом, в указанных СРО должны быть сформированы два компенсационных фонда:
Компенсационные фонды должны быть сформированы из взносов всех членов СРО, в соответствии со статьями 55.16 и 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ. Надзорный орган вместе с Национальными объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей борются с теми СРО, которые сформировали компенсационные фонды ниже так называемого «исторического максимума» — максимальный, зафиксированный ранее размер компенсационного фонда СРО.
Многие СРО потеряли часть средств в банках с отозванной лицензией, однако это не освободило их от обязанности восполнить утраченные средства. Градостроительный кодекс РФ предусматривает все случаи, когда из компенсационных фондов могут быть перечислены средства, однако в данном перечне нет утраты средств в банках, лишенных лицензии. Поэтому Ростехнадзор исключает сведения о таких СРО из Госреестра, что лишает их статуса саморегулятора.
Национальные объединения НОСТРОЙ и НОПРИЗ:
СРО строителей, проектировщиков и изыскателей обязаны состоять в соответствующих Национальных объединениях. Согласно части 1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ, Национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства.
В строительной отрасли существуют 2 Нацобъединения:
Может быть создано только одно Национальное объединение СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и, осуществляющих подготовку проектной документации, и только одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Национальные объединения представляют интересы саморегулируемых организаций и обеспечивают методическую и консультативную помощь своим членам. Приоритетным направлением для Нацобъединений является представление интересов СРО в федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления. НОСТРОЙ и НОПРИЗ формируют предложения по вопросам выработки государственной политики в своей области, защищают интересы саморегулируемых организаций, рассматривают обращения и ходатайства СРО.
По данным информационного портала «Все о саморегулировании» можно проследить виды и количество обязательных и добровольных СРО в разных сферах, там размещены:
Подробную информацию о количестве саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и инженерных изысканий можно получить из «Государственного реестра СРО», размещенного на сайте Россреестра. Официальные сайты НОСТРОЙ и НОПРИЗ также содержат Реестры СРО в этих областях, там также размещены Реестры членов СРО, где можно увидеть статус СРО и членов СРО (действующие или исключенные).
Отметим, что в соответствии со ст. 2 ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях» и ст. 2 ГК РФ субъектом предпринимательской деятельности являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг. В свою очередь, субъект профессиональной деятельности представляет собой физическое лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность.
Согласно ст. 4 ФЗ № 315 СРО разрабатывают и утверждают стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению этой деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. В то же время иные федеральные законы могут устанавливать другие требования, стандарты и правила.
Саморегуляторы обязаны разработать меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил. Разработанные стандарты и правила должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов между членами СРО, их работниками и членами постоянно действующего коллегиального органа управления. Кроме того, указанные документы устанавливают запрет на осуществление членами деятельности, способной причинить ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности.
Помимо разработки внутренних положений и применения мер дисциплинарного воздействия за их нарушение, в соответствии со ст. 6 ФЗ № 315 саморегулируемые организации (отметим, что СРО вправе не выполнять пункты 2 и 3):
Законодатель уделил особое внимание информационной открытости саморегулируемых организаций. Так, согласно ст. 7 ФЗ № 315, а также статьям 55.5 и 55.8 Градостроительного кодекса РФ СРО обязана вести в Интернете свой сайт, на котором должна быть размещена следующая информация:
Согласно ст. 9 ФЗ № 315 СРО контролирует своих членов за счет проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.
Плановые проверки СРО: Предметом проверочных мероприятий является соблюдение членами СРО стандартов, правил и условий членства. Продолжительность плановой проверки устанавливается коллегиальным органом управления. В год в отношении одного члена не допускается проведение более одной плановой проверки, также она не может проводиться реже одного раза в три года.
Внеплановые проверки СРО: Проводятся в связи с поступлением жалобы на ее члена, нарушившего требования стандартов и правил СРО или по иным предусмотренным самой СРО основаниям. Жалобы рассматривает орган СРО по рассмотрению дел о применении дисциплинарных мер, который приглашает на свои заседания лицо, направившее жалобу, а также члена, в отношении которого и рассматриваются дело о применении меры дисциплинарного воздействия.
Во время внеплановой проверки исследуются только те факты, которые были указаны в жалобе или связаны с основанием, послужившим для ее проведения. Член СРО для проведения проверки представляет необходимую информацию по запросу саморегулятора.
Если были выявлены нарушения, материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении дисциплинарных мер. Согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ № 315 дисциплинарный орган может вынести решение о применении следующих мер:
Указанные дисциплинарные меры, за исключением последней, могут быть обжалованы в коллегиальном органе управления в установленные саморегулятором сроки. В свою очередь, решение коллегиального органа об исключении лица из членов СРО может быть обжаловано в суде.
Перечень дисциплинарных мер, приведенный выше, не является исчерпывающим.
Согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ № 315 Общее собрание членов СРО может утвердить иные подобные меры, а Федеральные законы могут установить дополнительные меры воздействия для отраслевых СРО. Так, согласно статье 27 ФЗ № 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении» в сфере теплоснабжения в дополнение к перечисленным мерам дисциплинарного воздействия может дополнительно применяться:
Согласно ст. 12 ФЗ № 315 к источникам формирования имущества саморегулируемой организации относятся:
СРО не может заниматься предпринимательской деятельностью. Федеральными законами или внутренними документами СРО могут быть установлены дополнительные ограничения, направленные на устранение конфликта интересов. Отметим, что финансовая (бухгалтерская) отчетность саморегулируемой организации подлежит обязательному аудиту согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ № 315.
Функции коллегиального органа управления могут быть делегированы Общему собранию членов саморегулируемой организации. Единоличный исполнительный орган не может быть сотрудником членов СРО, их дочерних и зависимых обществ. Согласно ст. 24.2 ФЗ № 135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ» единоличный исполнительный орган СРО оценщиков, а также члены коллегиального исполнительного органа не вправе:
А в соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ № 223 от 13.07.2015 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» лицо, осуществляющее функции руководителя СРО, не может:
Кроме того, в СРО должны быть сформированы специализированные органы:
Впервые термин «саморегулируемая организация» в российском законодательстве появился в 1995 году. Тогда в Постановлении Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку № 3 от 12.07.1995 законодатель всего дважды упомянул это понятие.
Вплоть до 2007 года деятельность саморегулируемой организации регламентировалась только в отраслевых законодательных и подзаконных актах. Первые СРО появились на рынках ценных бумаг и инвестиционных фондов, в сферах жилищных накопительных кооперативов, оценочной деятельности и негосударственных пенсионных фондов, а также в среде арбитражных управляющих и кадастровых инженеров. К примеру, Федеральный закон № 127 от 26.10.2002 «О банкротстве» установил обязательное членство в СРО для арбитражных управляющих, немногим позже Федеральный закон № 157 от 27.07.2006 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности» ввел такое же требование для оценщиков, отменив лицензирование данной деятельности.
В 2007 году законодатель принял базовый документ для деятельности всех саморегуляторов — Федеральный законом № 315 от 01.12.2007 «О саморегулируемых организациях». Новый закон уточнил общие требования к институту, которые до этого приводились в различных отраслевых нормативно-правовых актах. С этого момента началось активное развитие системы саморегулируемых организаций.
С начала 2009 года на смену государственному лицензированию строительной деятельности также пришло обязательное членство в саморегулируемых организациях. Появилось три кита строительного саморегулирования: проектные, строительные и инженерно-изыскательские СРО. Вплоть до 2017 года к работам в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий допускались только члены саморегулируемых организаций при наличии действующего свидетельства, выданного саморегулятором.
Отметим, что с 2009 года СРО выдавали своим членам свидетельства о допуске к выполнению работ, указанных в Приказе Минрегиона № 624 от 30.12.2009 «Перечень работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов».
Федеральный закон № 372 от 03.07.2016 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» изменил систему саморегулирования в строительной отрасли. С 01.01.2017 года законодатель отменил действие Свидетельств о допуске, выданных строительными, проектировочными и изыскательскими СРО. Вместо допуска введено обязательное членство в СРО для следующих организаций:
Для подтверждения своего членства в СРО организация должна получить выписку из Реестра членов.