На сайте Министерства культуры РФ появился обновленный регламент подачи документов для получения лицензии деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2017 № 1262.
Напомним, что согласно п. 2 указанного постановления, выданные до его вступления в силу лицензии на работы по сохранению объектов культурного наследия, наименования которых изменены или отсутствуют в перечне работ, подлежат переоформлению в срок до 27 октября 2018 года.
Работа по переоформлению лицензий, изначально рассчитанная на год, движется вперед, хотя и намного медленнее, чем хотелось бы участникам рынка. Поскольку перечень лицензируемых работ полностью изменился и при этом сократился с 31 до 11 наименований, за новыми документами обращается практически каждый из лицензиатов, имеющих на руках в общей сложности более 5 тысяч лицензий на момент принятия постановления об их переоформлении.
Как известно, для получения лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подтвердить наличие профессионального образования, стажа и квалификации штатных сотрудников по новым правилам.
Начиная с июля 2018 года соискатель, обратившийся в министерство с заявлением о предоставлении лицензии, должен будет учесть следующие изменения, чтобы подготовить полный пакет документов:
Возможно, необходимостью исключить недостоверные сведения о специалистах, поскольку в соответствии с постановлением к штатным сотрудникам компаний и к индивидуальным предпринимателям, выполняющим лицензированные работы, теперь предъявляются определенные требования в отношении образования, стажа профессиональной работы, квалификации и прохождения аттестации.
Не исключено также, что вводя новый порядок подачи документов, в министерстве постарались хоть как-то разгрузить лицензирующие центры. Напомним, что до окончания переоформления лицензий осталось три месяца, а судя по опубликованному 27 июля на сайте Министерства культуры реестру, с января, когда началась выдача лицензий нового образца, по 6 июля 2018 года приказами проведено не более 600 новых и переоформленных лицензий.
Это на порядок меньше, чем реальная потребность в новых лицензиях у организаций и ИП, которые вынуждены месяцами «стоять в очереди». Заявители, подававшие документы еще до введения июльских требований, жалуются, что им начали возвращать на доработку описи, которые пролежали в министерстве не одну неделю.
Прежде всего, новые затраты на оформление необходимых документов, независимо от того, будете ли вы готовить их самостоятельно или воспользуетесь услугами консалтинговых фирм, хотя в последнем случае гарантий успешного прохождения пакета документов, скорее всего, будет больше.
Напомним, что срок рассмотрения заявительных документов установлен в 45 рабочих дней. Именно опись подаваемого комплекта документов и является официальным подтверждением того, что ваша заявка запущена в работу (с этого момента начинается отсчет регламентных 45 дней). Процедура описи обычно составляла 10-15 рабочих дней.
Стоит упомянуть и то, что регламент срока рассмотрения содержимого описи отсутствует. Поэтому велика вероятность того, что заявительный пакет попадет в руки проверяющих спустя почти полтора-два месяца и может быть возвращен соискателю из-за любого документа, не имеющего нотариального заверения, либо заполненного ненадлежащим образом.
В случае если выявятся такие нарушения, на их устранение и повторное рассмотрение отводится до 20 рабочих дней.
Таким образом, срок переоформления лицензии увеличивается с полутора до двух месяцев, в то время как темпы пополнения реестра практически не изменились с прошлого года и по-прежнему составляют 100-130 лицензий в месяц.
На текущий момент ведомство проводит выборочную проверку рассматриваемых заявок на предмет наличия доверенности на весь перечень пакета документов. Предполагается, что по истечении срока, выделенного предпринимателям на замену старых бланков лицензии (27.10.2018), данная процедура коснется каждого соискателя лицензии.
Самостоятельно
Тщательно перепроверить, чтобы была выдана доверенность от организации на лицо, осуществляющее подачу документов в Министерство культуры, а также чтобы каждый из подаваемых документов был заверен нотариально (никаких копий с копий – да и такое было в нашей практике).
С помощью консалтинговых фирм
Для реставрационных и строительных фирм, не имеющих штатных юристов, оптимальным вариантом может стать обращение к услугам компаний, имеющих подтвержденный опыт получения законным путем лицензии Минкульта. Они проверят на сопоставимость деятельность заказчика с лицензированными видами работ и требованиями Минкульта, возьмут на себя оформление всех необходимых документов с учетом изменений законодательства, заверят их у нотариуса, проконсультируют по возникающим вопросам и проконтролируют прохождение заявительных документов вплоть до получения лицензии.
Быстрый и гарантированный способ решения
Наиболее быстрым и очевидным способом решения проблемы, связанной с оформлением реставрационного разрешения, является приобретение готовой компании с уже полученной лицензией от МК РФ. С полным каталогом, можно ознакомиться здесь.