С проводимой в стране административной реформой часть управленческих функций в ряде отраслей государство передаёт профессиональным сообществам. Опирается этот процесс внедрения института саморегулирования на базовый Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г., который регулирует и регламентирует процесс создания и функционирования СРО.
Институт саморегулирования расширяет год от года свои границы. У него, как и у каждого нового дела есть сторонники и противники. На сегодняшний день большое количество отраслей и сегментов отечественной экономики перешли на саморегулирование: строительная отрасль (строители, проектировщики, изыскатели) оценочная, аудит, арбитражные управляющие, энергоаудиторы. В ближайшее время возможно перейдут на саморегулирование: пожарная безопасность, коллекторы, риэлторы, промышленная безопасность.
Государственные лицензии в этих отраслях и сферах деятельности были заменены на свидетельства о допусках, возможность получить которые даёт вступление в СРО. Государственной Думой РФ рассматриваются отраслевые проекты законов о введении саморегулирования. Пока же, в тех сферах деятельности, где они не приняты вступление в СРО носит добровольный характер, а в тех, например, как строительство, где в отраслевое законодательство внесены статьи о введении саморегулирования, вступить в СРО необходимо обязательно. Без этого легитимно пребывать на рынке подобных услуг не получится.
Вступление в СРО даёт возможность представителям крупных компаний, мелкого и среднего бизнеса вырабатывать политику функционирования рынка данных услуг, участвовать в законотворчестве на начальных и завершающих стадиях этого процесса. СРО призваны разрабатывать и внедрять стандарты и нормы осуществления профессиональной деятельности, осуществлять контроль за неукоснительным исполнением всеми членами саморегулируемой организации этих стандартов, правил и нормативных документов.
Вступить в СРО значит обеспечить своей компании защиту, поддержку и представление её интересов на всех уровнях власти, информационную и правовую поддержку, помощь в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов всех уровней, а также в организации их аттестации.
Благодаря коллективной ответственности на которой базируется институт саморегулирования, компании, вступление в СРО которых уже состоялось и свидетельства о допусках получены, отвечают за профессиональные ошибки коллег по партнерству, но и те, в свою очередь, отвечают за просчёты данных компаний. Причём ответственность эта подкреплена материально – средствами компенсационного фонда. В случае причинения ущерба заказчику из этого фонда и берутся деньги на компенсацию. Данный принцип помогает очистить рынки тех услуг, в сфере которых действуют СРО от недобросовестных участников. Ни у кого нет желания бесконечно платить за ошибки других, отсюда и жесткие требования при вступлении в СРО.
Противники перехода на саморегулирование своё негативное отношение к переходу на саморегулирование выражают недовольством по поводу слишком законодательно завышенной суммой взноса в компенсационный фонд. Это, на их взгляд, закрывает возможность вступить в СРО маленьким и средним фирмам, оставляет их за бортом легитимного функционирования на рынке данных услуг и ведет к монополизации рынка. Следующим пунктом недовольства является отсутствие на сегодняшний день механизмов борьбы с коммерциализованными СРО, которые за деньги обеспечивают желающим возможность вступить в СРО без особых проверок и так же образом получить свидетельство о допуске к определённым видам работ. Хотя априори, в отличие от лицензий, допуски выдаются на неопределённый срок и они бесплатны. Представители профессиональных сообществ, объединяют усилия в борьбе с подобными негативными явлениями.