Организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-4 классов, необходима соответствующая лицензия. К 4 и 5 классу опасности относятся Твердые бытовые и Твердые коммунальные отходы. Об их отличии читайте подробнее в нашей статье.
Росприроднадзор на своем сайте напоминает, что виды отходов, относящиеся к Твердым коммунальным отходам, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 года. Согласно указанному каталогу, к ТКО относятся все виды «Отходов коммунальных твердых» (код 7 31 000 00 00 0), а также «Отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), если в наименовании указано, что отходы относятся к ТКО.
Законодатель дал несколько определений понятию твердые бытовые отходы. Так, согласно пункту 3.3 ГОСТа Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования», под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы потребления, которые образуются у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В тоже время, пункт 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», характеризует твердые и жидкие бытовые отходы, как отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и так далее).
И наконец, «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.2000» относит к твердым бытовым отходам отходы, которые образуются в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.
Таким образом, Твердые бытовые отходы образуются в:
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления" дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы - это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, - например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».
В соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров, а также товары, использованные в таких домах для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. То есть, в указанном документе между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами поставлен знак равенства. Таким образом, и ТБО, и ТКО представляют собой один вид отходов.
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641". Указанные Правила содержат:
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.
Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды. Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.
Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона № 8, органы исполнительной власти субъектов осуществляют государственное регулирование тарифов в области обращения с отходами. Данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления. При этом в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО. Иные тарифы, подлежащие регулированию, устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.
Постановление Правительства № 484 от 30.05.2016 года утвердило «Основы ценообразования в области обращения с ТКО» и «Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО». Согласно пунктам 4 и 5 «Основ ценообразования…», обращение с ТКО осуществляются по ценам, которые устанавливаются по соглашению сторон, но не превышают утвержденные тарифы. При этом тарифы устанавливаются по отношению к каждой организации, которая выполняет регулируемые виды деятельности по обращению с ТКО.
Регулированию подлежат следующие виды тарифов:
Согласно пункту 4 «Правил регулирования …», тарифы начинают действовать с начала календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями). При это организация до 1 сентября года, который предшествует очередному периоду регулирования, должна представить в орган регулирования предложение об установлении тарифов. В свою очередь, такой орган принимает соответствующее решение не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.
Отметим, что если организация, осуществляющая захоронение ТКО, использует объект обработки ТКО, принадлежащий ей на праве собственности или на ином законном основании, то тариф на обработку ТКО для такой компании не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.
Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками. Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании. Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.
С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.