Каждому предпринимателю необходимо знать рыночную цену своего предприятия. Причины, приведшие к подобной необходимости, могут быть разные – это и купля-продажа; и для залога с целью получить кредит; для выпуска ценных бумаг и акций; для выкупа части бизнеса; передачи его в наследство; для нематериального взноса в уставной капитал; для разрешения споров, для повышения результативности принимаемых управленческих решений и в ряде других случаев. Чем точнее предприниматель обоснует цель оценки, тем более полную информацию он получит. Ведь стоимость фирмы - это, по сути, показатель эффективности её работы.
Любая компания представляет собой комплекс, включающий массу составляющих, каждая из которых подлежит анализу и оценке, которая грамотно проводится независимыми специалистами в этой области и оформляется в виде отчёта, по правилам установленных законодательством Российской Федерации.
Оценочная компания в зависимости от цели, для которой предпринимается оценка фирмы, выбирает одну из форм проведения анализа и высчитывания стоимости - бизнеса как такового, либо движимого и недвижимого имущества фирмы. Для определения цены каждой из этих форм выработаны определённые методики. Заказчику, то есть компании, которой необходимо знать свою стоимость нужно, в первую очередь, выбрать профессионального оценщика, специализирующегося на анализе деятельности фирм схожих с вашей. Ему и сравнение легче проводить, да и с тонкостями ведения подобного бизнеса он знаком. Отчёт об оценке профессионала подобного уровня пригодится вам на разных этапах функционирования компании и для совершенствования деятельности.
Оценочная фирма, вошедшая в состав СРО, сведения о своей деятельности и уровне квалификации сотрудников размещает на сайте саморегулируемой организации. Для подготовки полного отчёта по оценке фирмы представители оценочных компаний могут потребовать у вас массу всевозможных документов, но существует определённый перечень обязательных из них для проведения подобного анализа. Это копии основных документов компании - Свидетельства о регистрации, Устава и Учредительного договора; копии отчетов о выпуске ценных бумаг; сведения об организационной структуре предприятия и видах её деятельности; бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за ближайшие 3-5 лет; результаты аудиторских проверок, если таковые проводились; инвентарный перечень имущества; ведомость основных фондов; информация о всех активах; расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей; сведения о дочерних компаниях, если таковые имеются и финансовая документация по ним.
Федеральный закон № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» со всеми изменениями и дополнениями усилил профессиональную ответственность специалистов по оценке. Сейчас за некачественно выполненный анализ и неквалифицированно составленный отчет они отвечают личным имуществом. Поэтому, введённый в этом сегменте институт саморегулирования огромные усилия прилагает к повышению квалификации этих специалистов, а каждая оценочная компания уделяет внимание повышению информированности своих сотрудников, развивает их «способность сметь своё суждение иметь».